Ольга Муранова. Письма из Исландии — 21

Продолжение

1

Больше полутора тысяч назад пала Римская империя – Европа погрузилась во тьму Средневековья. На ее территории сохранились лишь былые осколки великого государства, по большей части завоеванные дикими варварами. Но уже в конце первого тысячелетия нашей эры на историческую арену выходит новая сила – воины-викинги, уроженцы Скандинавского полуострова. На своих кораблях-драккарах они бороздили ближайшие моря, достигли Исландии, Гренландии и даже Америки, за пятьсот лет до ее нового открытия экспедицией Колумба. Отважные мореплаватели не раз грабили Париж и завоевали Нормандию (как раз и названную по одному из их имен – «норманны»), дошли до Сицилии, основав там королевскую династию. Собственно, Англия, ставшая родоначальницей современного англо-саксонского мира, тоже была норманнским владением после битвы при Гастингсе в 1066 году. «Отметились» викинги и в российской истории. Князья Рюрик и «вещий Олег», Игорь и Святослав, крестивший Русь Владимир – все это потомки неустрашимых шведских и норвежских ярлов, шедших за моря в поисках добычи и славы. Подобный подъем скандинавских народов трудно объяснить. В их земле холодное лето, каменистая почва, страшные стужи (зимой). И это еще, если позабыть об эпидемиях. Но будущие норвежцы и шведы не только выжили, но и стали диктовать свою волю окружающим их народам.

2

Одна из гипотез, объясняющих эту историческую загадку – широкое использование скандинавами «исландского мха». На самом деле, это растение, официально именуемое «цетрарией исландской», мхом не является – да и произрастает оно отнюдь не только в Исландии. Цетратрия – это лишайник, сложный комплекс грибов и водорослей, растущих в симбиозе, взаимной помощи другу другу веществами, которые не может синтезировать самостоятельно ни один из «компаньонов». Ареалом распространения этого вида растений является не только северный остров в Атлантическом океане, но и тундра, лесотундра и хвойные леса полярной и приполярной зоны Евразийского континента. Лучшего кандидата на роль «чудо-растения» найти сложно. В нем совмещена масса уникальных свойств, встречающихся по одиночке и у других представителей растительного мира, но не все сразу. Ягоды могут быть богаты микроэлементами, злаки – питательными веществами, лекарственные травы – мощными алкалоидами. Но ягодами сыт не будешь, только каши при болезнях не помогут, а отварами мощных лекарственных растений можно даже отравиться при превышении дозы. Иное, исландский мох. Его питательная ценность зашкаливает – 70-80% процентов его массы составляют углеводы, 3% — белки, 2% — жиры. Легкая усваиваемость цетрарии с успехом используется при истощении организма, последний не тратит энергии на ее всасывание и переваривание. Особо заметны уникальные свойства цетрарии как природного антибиотика. Горькие кислоты, в первую очередь усниновая, губят многие опасные микробы. Отлично влияет цетрария и на другие микробы, а также на грибки и вирусы, что для обычных антибиотиков нехарактерно. Здесь включаются механизмы прямого антисептического воздействия, а также мощный иммуномодулирующий эффект составных частей «исландского мха». Если антибиотики можно пить от силы пару месяцев (обычно – до 7-10 дней), то к цетрарии это не относится. Отравиться ее компонентами невозможно, за исключением случаев аллергии, от которой,конечно, никто не застрахован. Ее можно употреблять всю жизнь в неограниченном количестве. Для северных оленей «исландский мох» месяцами может являться единственной пищей, и при этом эти животные «сильны, как лошади». Жители северных стран тоже употребляют это растение в пищу, и не только при уже развившейся болезни. Они, например, добавляют его в хлеб до трети веса готового продукта. Больше всего указанное благоприятное воздействие цетрарии проявляется при болезнях дыхательной системы. Особенно хорошо растение лечит сухой кашель, охриплость голоса, заложенность носа. Может быть, поэтому воины на норманнских драккарах могли многие часы без устали  грести тяжелыми веслами, выигрывая в столь необходимой для морских сражений скорости, что без хорошо поставленного дыхания  невозможно. Не говоря уже о громком боевом кличе, наводившем на врагов ужас еще до начала схватки, что тоже не получится без крепких голосовых связок, часто страдающих при ларингите.

3

Здравоохранению в Исландии уделяется большое внимание. Результатами заботы государства о здоровье населения служат большая продолжительность жизни (она составляет 76 лет для мужчин и 81 год для женщин) и низкая детская смертность (ок. 5,3 на 1000 новорожденных). Страна разделена на 50 медицинских округов. Функционируют 25 больниц, которые оказывают медицинскую помощь, включая, на самом высоком уровне, оперативную. Некогда подлинным бичом в Исландии был туберкулез, в настоящее время он практически искоренен. Имеются два санатория и один великолепно оборудованный реабилитационный центр, которые которые раньше предназначались для больных туберкулезом, а затем были перепрофилированы. В Рейкьявике имеется психиатрическая клиника.  Характерно, что туристам перед въездом в страну  настоятельно рекомендуют оформить медицинскую страховку международного образца. Особых прививок для въезда в Исландию не требуется. Медицинское обслуживание является платным и стоит достаточно дорого. Оно базируется на страховой основе. Бесплатно оказывается только неотложная медицинская помощь. Все остальные медицинские и стоматологические услуги оплачиваются на основании счетов из медицинских учреждений.

4

В Исландии говорят: «Если вам не нравится погода, подождите 15 минут». Здесь бывает, что все четыре времени года сменяют друг друга в течение одного дня. Такое впечатление, что зима и лето никак не могут договориться между собой и спорят из-за каждого часа. Этот спор нескончаем, потому что Исландия — арена постоянной борьбы тепла и холода. Северное побережье острова проходит немного южнее Полярного круга, и здешнее «северное лето» иначе, как «карикатурой южных зим» не назовешь. Легкие платья, рубашки с короткими рукавами — это не для Исландии. Но мощное теплое течение Гольфстрим, которое со скоростью пешехода несет воды от самой Флориды, не дает острову превратиться в ледяную пустыню. Зима здесь мягкая, на побережье снега не бывает, и даже лужи не замерзают! Первым скандинавом, попытавшимся здесь обосноваться, был норвежец Флоки по прозвищу Ворон. 11 веков назад он со своими людьми высадился на острове. Но за лето ему не удалось заготовить достаточного количества сена и зимой весь его скот погиб. Разочарованный Флоки, промучившись еще год, покинул эту землю, назвав ее Исландией, то есть страной льдов. Но норвежцы не оставили попыток колонизовать остров. Первым исландским поселенцем считается Ингольф Арнарсон, который в 870 г. построил хутор на юго-восточном побережье. Потомки Ингольфа и те, кто прибыл вслед за ним, с трудом отыскивали среди лавовых полей безопасные и пригодные для обработки клочки земли. И сегодня исландские фермы расположены на значительном расстоянии друг от друга. Их разделяют ледники и вулканы, к крутому нраву которых местное население научилось приспосабливаться.
Льдам Исландии несколько сот тысяч лет. На белоснежные ледяные поля ветром часто наносится вулканический пепел. Тогда сами ледники и плавающие в море айсберги становятся мертвенно-серыми. Местные айсберги — осколки самого большого в Европе ледника Ватнайокюдль. Глядя на эти ледяные глыбы, трудно поверить, что подводная их часть уходит на глубину 30 метров и более. Застывший холод и рвущийся наружу огонь — все это природа Исландии. Многие действующие вулканы покрыты ледяным панцирем. Извержения происходят прямо подо льдом. Зрелище — весьма грандиозное. Относительно недавно, в 1996 г., вулкан взорвал ледник Ватнайокюдль. Жидкая магма и вода хлынули к морю, увлекая огромные глыбы льда. Ничто не могло укротить стихию. Кусок металла — это все, что осталось от моста, соединявшего когда-то берега реки Скивирау. Но исландские ледники — не только источник неприятностей. Они питают горные реки, которые щедро делятся с островитянами энергией, а с рыбаками — лососем и форелью. И нигде в Европе нет таких мощных и красивых водопадов, как в Исландии. В Исландии всего три солнечных дня в году. Поэтому когда над водопадом Guldfoss (золотой водопад) появляются золотые нити радуги, начинаешь понимать, почему его так назвали. В редкие минуты, когда сквозь облака проглядывает солнце, остров преображается: ледяные вершины в абсолютно прозрачном воздухе сияют как циклопические кристаллы. В лучшие летние дни температура на побережье поднимается до 15 градусов. А в июле прошлого года стояла невероятная жара — 20 градусов! Арктический день на острове продолжается с мая по август, что как-то компенсирует недостаток света, который испытывают жители во время долгой исландской зимы. Однако, в узкие извилистые фьорды и глубокие каньоны солнце практически не заглядывает даже летом. В Исландии земля постоянно уходит из-под ног от нервной дрожи вулканов и мощных неуправляемых потоков воды, способных раскачивать скалы. Вот, к примеру, Dehtifoss, самый мощный водопад Европы. Каждую секунду с его 45-метровой высоты низвергается 200 тонн воды. Она с такой силой ударяется о скалы, что все вокруг затянуто водяной пылью.

5

Море и горы, водопады и вулканы — все это исландцы населяли богами, сказочными великанами и эльфами. Исландцы дольше других скандинавских народов оставались верны своим древним богам. Но число христиан на острове росло, и спор между приверженцами старой и новой веры грозил перерасти в междоусобицу. Тогда по общему согласию было решено, что будет так, как скажет мудрый Торгейр. Он был язычником, но отличался крайней умеренностью взглядов. Облачившись в медвежьи шкуры, Торгейр сутки провел в полном одиночестве и, наконец, объявил соотечественникам, что они должны принять христианство. Торгейр тут же принял крещение, а вернувшись домой собрал, как гласит легенда, изваяния старых богов и бросил их в водопад на близлежащей реке. В конце X века язычники символично попрощались со своей древней религией, бросив колонны с изображениями богов в водопад. Время и вода поглотили еще одну историю, а водопад приобрел имя — Божественный. Но вера в богов Асгарда и великанов так до конца не была изжита. А в последние годы число язычников в Исландии даже растет. Местом проведения своих обрядов они выбрали поле, на котором еще в дохристианские времена собирались жители острова, и решали насущные вопросы. Местечко Тингветлир — это культовый и исторический центр Исландии. Здесь проходили первые собрания исландского парламента — альтинга. Этот парламент можно считать и первым в Европе, а тропа к нему служила для религиозных процессий. Именно это место можно считать ничьей землей, потому что по левую сторону — Америка, а по правую — Европа. Здесь произошел тектонический разрыв земных плит. Остров находится в зоне подводного Среднеатлантического хребта, на стыке двух океанических плит. Эти плиты медленно расходятся, в буквальном смысле разрывая Исландию на части. Извержения старых вулканов и рождение новых здесь обычное явление. В январе 1973 года весь мир наблюдал за тем, как на исландский остров Хэймае обрушился град раскаленных камней. Жителей острова спасло чудо — все рыболовецкие суда в ту ночь находились в гавани, и поэтому удалось быстро организовать эвакуацию. В результате камнепада было разрушено 400 домов, стена лавы двигалась к городку, раскинувшемуся по берегам бухты. Но те, кто остался на острове, вступили в борьбу со стихией. 43 мощных насоса днем и ночью подавали морскую воду по 19-мильному трубопроводу к лавовому фронту. На раскаленную магму в течение четырех месяцев выливали по 70 тонн морской воды в час. За счет этого удалось снизить температуру лавы с 1 800 градусов до приблизительно 200 и остановить поток. После извержения остров Хэймае стал практически неузнаваем — на нем вырос новый вулкан Элдфелль, а большинство дорог и зданий исчезли под толстым слоем лавы и пепла. Но постепенно люди стали сюда возвращаться, и остров снова превратился в главный рыболовецкий центр страны, а на склонах вулкана выросли новые дома. Сегодня Хэймае — это сама безмятежность — синее море, зеленая трава, романтические скалы. Об извержении 1973 года теперь почти и не вспоминают. Каково это — постоянно ощущать, что ты живешь в прямом смысле на вулкане? Если задать такой вопрос исландцу, он, скорее всего, просто пожмет плечами: так жили его деды и прадеды, так будут жить его дети и внуки. Зато горячая лава греет воду, которой на острове отапливают жилища. А в горячей земле можно, например, испечь хлеб. Просто закопать в нее форму с тестом, и через пару часов каравай готов.

6

Наибольшую опасность таят в себе вулканы, скрытые под толстым слоем льда. Потому что их извержения часто носят характер взрыва. Самые безобидные вулканические явления здесь — гейзеры. Поля гейзеров в Исландии считаются одними из самых больших в мире. Слово «гейзер», кстати, тоже исландское. Оно образовано от глагола хлынуть. Сегодня самый активный гейзер на острове Строккур. Извержения здесь происходят каждые 6-8 минут. Столб воды, пара и песка достигают 20 метров. Вода, извергаемая гейзерами, насыщена солями, поэтому монетка, которую мы бросили в эту природную чашу, быстро окислилась. Главное полезное ископаемое острова — горячая вода. Первый исландец Ингольфр назвал место, которое он выбрал для своего хутора, Рейкьявик, что значит «залив дымов» — из земли здесь в самых разных местах вырывается пар. Потомки викинга научились использовать подземные горячие воды для отопления жилищ и получения электроэнергии. Эти четыре громадных бака снабжают столицу Исландии Рейкьявик теплом. Ту воду, вернее, смесь пара и воды, что поступает из недр земли, нельзя использовать для отопления — она слишком горячая. Поэтому ее направляют в специальные теплообменники, где она отдает тепло обычной водопроводной воде, и уже она закачивается в баки. Теплицы и оранжереи, которых в Исландии множество, также используют подземное тепло. В них выращивают даже бананы. Парк «Эдем» с тропическими растениями — излюбленное место для прогулок. Жители столицы приходят сюда, чтобы подышать теплым южным воздухом и хотя бы недолго побыть среди зелени. Ведь за пределами оранжереи ее даже летом не везде увидишь. Деревьев на острове практически нет! Что нужно сделать, чтобы не заблудиться в исландском лесу? Встать в полный рост!, — так шутят сами исландцы. Здесь много природных чудес, а вот простого леса — нет… Виноваты в этом первые исландские поселенцы. Когда поле истощалось, они выжигали новый участок леса и сеяли на нем ячмень. Постепенно леса на острове исчезли, и сегодня эрозия почвы — одна из главных проблем страны. Природа острова чрезвычайно ранима, и местные жители относятся к ней даже не бережно, а трепетно. Здесь в соседстве с человеком живут редкие виды птиц, некоторые из них можно увидеть только в Исландии. Пернатым на острове раздолье. Ведь население страны в настоящее время — всего320 000, и огромные пространства там до сих пор не заселены. Каждый год птицы «кри-кри» совершают долгий перелет из Антарктики — с южного полюса — в Исландию, то есть почти на Северный полюс. Исландцы говорят: «Если птицы летят сюда с другого полушария, значит на нашем острове не так уж плохо». Три десятилетия назад птицы получили в свое распоряжение вообще целый остров, при рождении получивший название Сюртсей. Он поднялся со дна океана в 1963 г. в результате подземного извержения. Теплое дыхание Гольфстрима сделало свое дело — сегодня остров покрыт травой, на нем появились бабочки и птичьи гнезда. Сюртсей объявлен природным заповедником, закрытым для посещения. К сожалению, с каждым годом он становится все меньше и меньше. Остров постепенно поглощается океаном. Сколько еще проживет Сюртсей, не знает никто: может 100 лет, а может- вечность. Все зависит от вулканов, благодаря которым 70 миллионов лет назад возникла сама Исландия — пышущий жаром ледяной остров.

Продолжение следует