Обращение к политикам и государственным структурам Германии. Открытое письмо

Уважаемые дамы и господа!

К вам обращаются евреи, представляющие общественный союз «Форум за будущее еврейства в Германии» («Forum für die Zukunft des Judentums in Deutschland e.V.“) и портал «Свободное еврейское мнение» („Freie jüdische Meinung“). Многие годы до и после создания в 2009 г. нашего союза мы отслеживаем все аспекты жизни еврейского сообщества Германии (имеются в виду структуры под эгидой ЦСЕГ) и, как нам кажется, глубоко вникли в сложившуюся ситуацию. За это время на портале опубликовано на эту тему более 500 оригинальных материалов (145 на немецком языке), из них более 250 — касающихся жизни общин (по-немецки 80).

На сегодняшний день наше движение — единственное в своём роде в Германии. Мы обладаем наиболее полной и объективной информацией о действительном положении еврейского сообщества в Германии — без украшательства и PR — компонентов, постоянно и повсеместно присутствующих в сообщениях СМИ, немецких политиков и еврейских функционеров.

Существующая ситуация вызывает у нас глубокую тревогу за будущее еврейского сообщества в Германии. И цель этого обращения — показать представителям государственных структур, что тревога эта не безосновательна.

Иммиграция постсоветских евреев официально была разрешена с целью «возрождения религиозной еврейской жизни» после Холокоста. Количественно положение улучшилось, численность еврейских общин выросла с 27 до 108 тысяч человек. Что касается качественной стороны, то, по нашему мнению, жизнь, как большинства отдельных общин, так и сообщества в целом претерпела уродливую деформацию: не религия и национальные интересы, а коррупция и политическая конъюнктура стали её главными ориентирами. Произошло это из-за того, что существовавшее с первых послевоенных лет устройство еврейского сообщества в Германии оказалось непригодным для адаптации к еврейской жизни постсоветского еврейского контингента.

Мы возлагаем вину за это на политически представляющее еврейское сообщество руководство ЦСЕГ, оказавшееся на протяжении 20 лет не способным предложить программу и стратегию, которые бы работали на объединение усилий немецкого еврейства в интересах настоящего и будущего. Мы возлагаем на него вину и за то, что в этот период никто не занимался концепцией подхода к такому специфическому контингенту, как постсоветские евреи. По всей видимости, не было реального представления о его потенциале, главным образом интеллектуальном. Об этом говорится в статье  «Грандиозная идея, несовершенное воплощение» («Große Idee, unvollkommene Praxis»), где автор проф. д-р  Х. Стёльцл (Prof. Dr. Сh . Stölzl) напоминает о роли, которую евреи играли в Германии до прихода нацистов, и о том, что страна теряет сегодня, не используя этот потенциал.

 

Отметим некоторые аспекты катастрофической, по нашему мнению, ситуации,    которые уже могут трактоваться как явления.

1. В ФРГ развитые демократические институты пронизывают всю жизнь немецкого общества. Парадоксальным образом эти институты не распространяются на еврейское сообщество и двери для их проникновения в еврейскую общественную сферу преднамеренно закрыты. В результате в еврейских общинах попираются не только демократические свободы, но сплошь и рядом личностные и гражданские права человека. Возможности же защитить эти права не существует из-за отсутствия сопряжённости еврейского общинного мира и судебной системы государства.

Очевидно, что идеологически еврейское сообщество и демократическая Германия находятся в зоне конфликта. Однако, как это ни странно, властями Германии этот конфликт не осознаётся. Государство в отношении внутриеврейских дел придерживается, казалось бы, лояльного принципа отстранённости: «Мы дотируем жизнь религиозных еврейских общин за счёт немецкого налогоплательщика, а с остальным разбирайтесь сами в рамках принятой в стране демократической модели общественной жизни». Но, находясь вне закрытого авторитарного еврейского сообщества, законодатель и государственная власть вряд ли в состоянии осознать, что при существующей сегодня организации еврейского сообщества именно демократическая модель в нём практически не имеет шансов на осуществление.

2. Камнем преткновения во многих случаях являются необоснованный статус общин как корпораций общественного права (K.d.ö.R.) и вытекающий из него тезис об их безграничной автономии, не соответствующий нынешнему их положению иждивенцев государства.

Практическая реализация автономии стала проклятием сообщества, привела его к расчленению на «вотчины» развращённых бесконтрольностью «феодалов». Бесконтрольность, как со стороны еврейской вертикали власти (ЦСЕГ, земельные союзы), так и со стороны государственных органов (счётная палата, прокуратура), привели к тому, что общинная номенклатура уверилась в безнаказанности любых злоупотреблений, как в отношении демократических норм, так и расходования бюджетных средств.

В вопросах привлечения общинных функционеров к ответственности существует  правовой тупик: в качестве потерпевшего всегда рассматривается не немецкий налогоплательщик, деньги которого «испаряются», не члены общины, права которых попираются, а община как таковая. А раз так, то претензии должны инициироваться правлением общины, фактически, к самому себе. Эта абсурдная ситуация — ещё одно следствие уродливой автономии, позволяющее спокойно ловчить, ничего не опасаясь.

Финансовая закрытость общин – питательная среда для процветания коррупции. И без независимого государственного аудита финансовой системы еврейского сообщества задача избавления от коррумпированной верхушки общин неразрешима. А без привлечения к ответственности коррупционеров, о религиозной жизни в общинах на основе еврейской этики и речи быть не может. Это — ключевой момент улучшения морального климата в общинах.

3. Сегодня налицо полная оторванность руководства сообщества от его членов и стремление избежать конкуренции. На последних выборах ЦСЕГ претенденты на участие в его руководстве не сочли нужным добиваться поддержки евреев Германии и даже не ставили цели общения с ними. Никому из них и в голову не пришло провести предвыборное турне хотя бы по крупным общинам. А кем они выдвигались — нам, рядовым евреям, никто и не собирался разъяснять. Трудно себе представить, что при нынешнем составе руководящей верхушки ЦСЕГ положение может измениться без вашего участия. Эти так называемые лидеры полностью находятся под контролем своего электората — общинных «лендлордов», интересы которых неизбежно будут затронуты любой реорганизацией. Руководители ЦСЕГ — заложники этой феодальной касты. И примеров демонстративной беспомощности ЦСЕГ, к сожалению, более. чем достаточно.

 

Итак, налицо острая и незамедлительная необходимость структурных изменений, изменений нынешней совершенно неприемлемой системы общественных взаимоотношений в еврейском социуме Германии. Движение по этому пути — единственно возможный выход из тупика. Все наши усилия последних лет были направлены на то, чтобы сдвинуть ситуацию с мёртвой точки именно в этом направлении.
Эти наши усилия не оставались незамеченными общественностью: вотум недоверия к ЦСЕГ и его структурам является лейтмотивом большинства публикаций и писем на нашем портале. Однако руководители критикуемых структур предпочитают делать вид, что нас не замечают. Без ответа остаются и обращения непосредственно к ЦСЕГ. Так, после публикации статьи «Den Machtlosen dieser Welt» мы разослали её в адреса ЦСЕГ и всех его структур, электронные адреса которых приведены на сайте ЦСЕГ. Мы получили подтверждение получения только от г-на Ш. Крамера, но ни он и никто другой не высказались по существу.

К сожалению, приходится констатировать (и это очевидный и несомненный факт!), что произвол, коррупция, самодурство, клановость и т.д., воцарились в общинах в силу попустительства со стороны ЦСЕГ и отстранённости государства от обязанности защищать законность и демократические ценности в любой сфере общественной жизни.

Без вмешательства государственных структур изменить ничего не удастся. Мы обращаемся непосредственно к вам, поскольку не сомневаемся в искренности намерений государства и его заинтересованности в возрождении еврейской жизни в стране. В мире есть несколько цивилизованных стран, в которых жизнь стабилизированных еврейских диаспор устойчива на века, и мы надеемся, что вы не допустите, чтобы Германия выпала из их числа.

А ключевыми во всех отношениях, по нашему убеждению, являются вопросы пределов автономии общин. Ведь отталкиваясь от пресловутой автономии еврейских общин на фоне извечной боязни быть обвинёнными в антисемитизме, государственные структуры демонстрируют патологическую боязнь контролировать их деятельность, в частности, расходование выделяемых бюджетных дотаций. Память о Холокосте — святыня, и мы по многим проявлениям с благодарностью ощущаем, что немцы о нём не забывают. Но нельзя допускать, чтобы общинные ловкачи спекулятивно использовали Холокост, как прикрытие своих неблаговидных деяний.

Вне вашего внимания остаются такие злободневные вопросы, как контроль соответствия уставов общин законодательству страны и правовая незащищённость евреев в ситуации ущемления их гражданских прав в общинной реальности. С решениями же еврейских судов, если они выносятся в пользу простых членов общин, всё равно никто не считается. А ЦСЕГ остаётся отстранённым, даже когда дело касается еврейского суда при нём.

В данном обращении мы вынуждены многократно повторять, что вопрос пределов автономии еврейских религиозных общин — ключевой и без участия государства неразрешим, поскольку требует подтверждения на уровне закона или договора.

От государства отделена церковь, но, согласитесь, не евреи и общины. Последние, помимо религиозной, занимаются также экономической и общественной деятельностью. И недопустимо, когда под знаменем автономии и невмешательства государства в дела религиозных общин два последних вида деятельности (в частности, расходование средств бюджетных дотаций) пытаются вывести из под контроля государства и его судебной системы. Если община хочет оставаться в статусе K.d.ö.R., т. е пользоваться полной автономией, она должна иметь мужество отказаться от бюджетных дотаций. В противном случае, по согласованию с вами, поступиться частью автономии. В любом случае обстановка от этого существенно оздоровится.

Убеждены в том, что наше обращение расширит ваши представления о том, чем и как живёт еврейское сообщество страны, и выражаем надежду, что поставленные вопросы найдут у вас понимание и будет оказано должное содействие их разрешению. Мы к сотрудничеству готовы.

С надеждой на плодотворное сотрудничество в интересах настоящего и будущего еврейства в Германии и с дружеским приветом

Григорий Рубинштейн (Бохум); Владимир Вайнберг (Гамельн), Елена Губенко (Гельзенкирхен), Марк Ицкович (Магдебург); Анатолий Могилевский, Борис Прилуцкий (Кобленц) , Владимир Локшин, Азад Абрамов, Елена Резникова (Мюнхен), Виктор Болотников (Штраубинг)

Один комментарий к “Обращение к политикам и государственным структурам Германии. Открытое письмо

  1. Уважаемый господин Рубинштейн!
    Думаю, что политики и государственные структуры Германии вам не помогут, а только посмеются. Не сочтите за нескромность, но скажу, что подобные проблемы всегда возникали у евреев Диаспоры со времени ее возникновения. Всегда, когда евреи Диаспоры пытались решить их своими внутренними силами, они попадали впросак. Не из Вавилона исходит свет Торы, а из Сиона. Я пишу это в предположении, что вы хотите оставаться евреями, потому что, если нет, то не о чем и разговаривать. Я призываю вас искать связи с соответствующими структурами Израиля и именно вместе с ними пытаться решать ваши вопросы.
    С уважением,
    Ефим Левертов, Санкт-Петербург.

Обсуждение закрыто.