фотография на фоне Черного обелиска

 

*  ** **  **  **  **  **  ** **  *
Черный обелиск , или История об антисоветском памятнике
13/11/2013 АВТОР МИХАИЛ ВОЛОДИН

Этот рассказ должен был появиться месяц назад, к 70-ой годовщине уничтожения Минского гетто. Я тянул с публикацией: старался отыскать фотографии тех , благодаря кому возник Черный обелиск; тех, кто стоял стеной, когда его пытались снести; тех , кто навек уезжая, приходил сюда прощаться с городом, чтобы отсюда отправиться на вокзал.

Я тянул, пытаясь найти подход к одному из из самых горьких минских памятников… Ведь остальные — просто монументы, а этот — разверстая могила. Я тянул , пока не понял , что говорить нужно от первого лица. Потому что весь город прошел через Яму, и у каждого минчанина она своя. Даже у тех, кто этого не знает или не хочет знать.
Мне трудно назвать этот рассказ историйкой — это история.
***
Кажется , Яма была всегда. В 60-х мы с мамой , испуганно косясь , обходили ее стороной на пути к шляпнице , тете Циле — ее крошечный домик стоял на месте «Брестской крепости», что на Танковой. В 70-х Яма раскрывала страшный свой зев, когда вечерами я спешил мимо нее в дом на несуществующем нынче Зеленом переулке: там для недавних учеников «Парната» читал лекции об искусстве незабвенный Кирилл Зеленой. Скорее всего, и раньше, до 60-х, существовала моя Яма — куда ей было деться!Первый митинг на Яме прошел в 1971 году. С тех пор — ежегодно.
Детская память рисует место , которого боялись взрослые — со склонами ,  уходящими вглубь земли  и дном , терявшимся в темноте. Взрослых пугала не только пролитая здесь кровь , но и стоявший внизу памятник с непонятной надписью на запрещенном еврейском языке. Никто толком не знал , иврит это или идиш , зато все знали, что место это связано с отъездами в Израиль.
Мои родные — что еврейские , что русские — на Яму не ходили. И их образованные друзья — врачи, музыканты, преподаватели — тоже. В Израиль никто из них не собирался, а карьеру можно было испортить запросто. К Яме шли те, кому нечего было терять:«отъезжанты», «отказники» и беспартийный еврейский пролетариат: столяры-слесари, сапожники-портные, парикмахеры-сантехники. С ними советская власть ничего поделать не могла.
Цветы под конвоем.
Так и получилось, что Черный обелиск , помещенный в сердце Ямы , стал антисоветским памятником. Его не показывали по телевизору , о нем не писали в газетах и не упоминали в путеводителях… Вообще нигде не упоминали! Его не однажды пытались снести — под разными предлогами , но всегда , чтобы улучшить. Улучшить хотели надпись — убрать из нее этот самый то ли идиш, то ли иврит.
Это был, пожалуй, единственный случай, когда советской власти не удалось реализовать свое желание: и памятник , и надпись отстояли. Кто ? Эти самые столяры-слесари и иже с ними.
Легендарные минские полковники Альшанский , Овсищер и Давидович , восставшие против государственного антисемитизма и разжалованные в рядовые.
Благодаря всем этим людям , в начале 80-х , когда я впервые попал на Яму , прочел на Черном обелиске те же слова , что были начертаны там изначально. Их же можно прочесть и сегодня.
» Светлая память на вечные времена пяти тысячам евреев, погибшим от рук лютых врагов человечества — фашистско-немецких злодеев 2 марта 1942 года»
Против фашистско-немецких злодеев советская власть ничего не имела , а вот евреи ей были не по душе. Всего-то и нужно было , заменить их на абстрактных советских граждан. Но евреи не хотели быть советскими гражданами , они хотели быть евреями и потому уезжали в Израиль.
История Черного обелиска — это история исхода евреев из Беларуси.
Идея воздвигнуть монумент узникам Минского гетто родилась в 1945 году, когда вернувшиеся с войны солдаты узнали, что их родные убиты и тела их брошены в старый песчаный карьер. Карьер стали звать Ямой — с большой буквы.

Еврейская колонна Минского гетто. Они еще живы…
К 1947 году всем миром были собраны деньги на памятник, и известный городской камнетес Мордух Спришен из надгробья со старого еврейского кладбища на Сухой вырезал мраморный обелиск. Надпись для него на идише написал поэт Хаим Мальтинский. Через годы, вспоминая о нем в книге «Толькi б яурэi былi!», его друг Рыгор Бородулин скажет: «Як прыходiць дзядзька Хаiм, сустракаем дружным хаем». Видно, хорошим человеком был идишистский поэт.
Мальтинский прошел войну до Берлина, был награжден орденами и медалями, в бою потерял ногу. И вот он, надев боевые награды, пошел согласовывать надпись на памятнике в Главлит — так в СССР называлось цензурное ведомство. Цензоры сидели в Доме правительства на шестом этаже. Лифт не работал. Когда одноногий фронтовик добрался до нужного кабинета, от боли и усталости чуть не плакал. Цензор прочел текст и, как ожидалось, разрешения не дал. Спорить было бесполезно. Перед тем, как уйти, Мальтинский произнес всего одну фразу: «У меня там лежат мать, жена и семилетний сын». И произошло чудо: цензор, тоже фронтовик, подписал разрешение.

Мордух Спришен с разрешением на изготовление памятника.
С таким трудом добытая бумага окажется плохой защитой : через несколько лет Мальтинского разыщут в Биробиджане , куда он уедет работать в издательство. Его приговорят к десяти годам лагерей «за попытку продать американцам Дальний Восток и часть Сибири». От Владивостока до Якутска — ни больше ни меньше! Камнетес Спришен будет осужден за коллекцию пластинок советской фирмы «Мелодия» с еврейскими песнями. Тоже на десять лет.
Такой будет цена, которую создатели заплатят за памятник. Первый в СССР памятник убитым евреям.
В 70-х и 80-х «антисоветская» Яма будет стоять посреди города , как крепость , окруженная врагом. Советская власть будет бороться с ней не на жизнь , а на смерть.

И проиграет: Советского Союза не станет , а Яма останется. Впрочем, победа окажется пирровой — с развалом СССР уедут почти все , кому она была нужна.

О чем думают бывшие узники гетто , глядя в объективы фотоаппаратов?
***
Несколько лет назад меня попросили провести экскурсию для джазового ансамбля De Phazz. Автобус катил по Проспекту , а я рассказывал — об удивительном нашем Вавилоне, где переплелись множество культур; о бесчисленных войнах , пожарах и разрушениях; о коммунистах и фашистах; о начале всемирной революции и убийце президента Кеннеди… Музыканты только что отыграли концерт и были уставшими: они смотрели в окно, за которым скользил зимний город, и время от времени вежливо кивали головами. Неожиданно один из них спросил:
А евреям памятники у вас есть?
Есть , —  ответил я и рассказал о Яме.
Можно туда поехать ? — попросил музыкант.
Просьба была неожиданной. Еще более странной ее делало то , что мой собеседник был негром.
После некоторых колебаний я изменил маршрут. Мы подъехали к Яме и музыкант , собрав в охапку цветы, подаренные зрителями , сошел по ступеням к памятнику. В темноте на фоне снега черный человек казался призраком. Он положил цветы на камень и молча застыл рядом. Черный человек у Черного обелиска.
Я спросил , зачем ему еврейский памятник. И услышал удивительную историю. Предки странного гостя попали в США из Эфиопии , и среди них бытовала легенда о том , что они… евреи. Одно из затерянных израильских колен.
Наверное у меня на лице промелькнуло недоверие , мой собеседник на мгновение запнулся, а потом сказал: «Легенду трудно проверить , легче поверить , что ты еврей.»
С этими словами он протянул мне фотоаппарат и попросил сфотографировать его на фоне Черного обелиска.

Один комментарий к “фотография на фоне Черного обелиска

  1. “Легенду трудно проверить , легче поверить , что ты еврей … ”

Обсуждение закрыто.