» встреча читателя с настоящей литературой – это безграничное по возможностям кино воображения каждого, открывающего книгу «

*       *      *
Кино Фридриха Горенштейна

Юрий Векслер

«Понимание – цель науки ,  а  непонимание – цель художественности.
В художественности дна нет ,  как в открытом космосе»
Фридрих Горенштейн

18 марта 2012 года исполнилось 80 лет со дня рождения писателя Фридриха
Горенштейна.
«..Он умер в Берлине в 2002 году, прожив в этом городе более 20 лет.
К юбилею этого пока явно недооцененного мастера русской прозы должны
быть готовы две экранизации его произведений.
На Украине режиссер Ева Нейман работает над картиной по рассказу
Горенштейна «Дом с башенкой», а в России Александр Прошкин («Холодное
лето пятьдесят третьего…», «Увидеть Париж и умереть», «Русский бунт»,
«Доктор Живаго», «Чудо») экранизирует повесть «Искупление». Обращение к
Горенштейну для обоих режиссеров не случайно. Ева Нейман сняла в 2007
году по рассказам Горенштейна свой первый полнометражный фильм «У реки».
Это вообще – первая экранизация прозы Горенштейна. О съемке фильма по
«Дому с башенкой» Ева мечтала еще со студенчества. Кинорежиссуре она
училась в Берлине, а затем стажировалась у Киры Муратовой. Александр
Прошкин еще при жизни писателя начал пробивать картину по сценарию
Горенштейна о бароне Унгерне, но финансовые звезды не благоприятствовали
этому замыслу.
В творческой биографии Горенштейна, который был известен до эмиграции
как прекрасный сценарист ( «Солярис» Андрея Тарковского , «Раба любви»
Никиты Михалкова и др.) путь собственной прозы читателю, и тем более, к
экрану был закрыт. Горенштейн покинул СССР в 1980 году, написав к тому
времени два романа и многое другое, но сумев опубликовать только рассказ
«Дом с башенкой». Андрей Тарковский на протяжении всей своей жизни хотел
снимать «Дом с башенкой» и всегда включал это название в список своих
главных замыслов. Делал попытку экранизировать рассказ и известный
киносценарист Юрий Клепиков. Они вместе с Горенштейном написали
сценарий, но во время его обсуждения в Госкино авторы столкнулись с
такой оголтелой атакой ненависти и неприятия, что Клепиков не выдержал и
ушел с обсуждения. А Горенштейн, получив позднее стенограмму этого
судилища, частично переработал ее в одну из своих пьес.
Но теперь лед тронулся, и в конце года две важные для писателя истории
оживут на экране. В центре рассказа «Дом с башенкой» – история мальчика,
у которого на пути из эвакуации домой в чужом городе умирает мать (его с
больной матерью сняли с поезда). Отец в рассказе не фигурирует, похоже,
что ребенок его не помнит. Можно предположить, что отец мальчика, как и
отец самого писателя, был репрессирован, когда мальчик был еще мал. И
вот герой рассказа и картины остается сиротой, как остался сиротой в те
же годы и сам Горенштейн. В картине Евы Нейман главного героя играет
9-летний воспитанник одесского интерната Дима Кобецкой .В других ролях
Альберт Филозов, Мария Полицеймако, Екатерина Голубева и др.
Повесть «Искупление» (1967), которую экранизирует Александр Прошкин,
рассказывает о том, как в небольшой украинский город в последний день
1945 года приезжает лейтенант авиации с необычным именем Август.
Приезжает, чтобы найти могилы зверски убитых во время нацистской
оккупации местным жителем членов своей еврейской семьи: родителей,
сестры и маленького брата. Противовесом безднам в душах людей, как в
повести Горенштейна, так и в картине является любовь – любовь лейтенанта
Августа и совсем юной Сашеньки (их играют Риналь Мухаметов и Виктория
Романенко). В других ролях – Виктор Сухоруков, Андрей Панин, Сергей
Дрейден, Екатерина Волкова, Татьяна Яковенко и др.
О самом же авторе, написавшем многие тысячи страниц, есть пока только
одна книга первого биографа Горенштейна Мины Полянской «Берлинские
записки о Фридрихе Горенштейне», недавно вышедшая и в России.
Автор этих строк при поддержке «Продюсерского Центра Андрея
Кончаловского» занят сейчас подготовкой к запуску российско-германского
документального фильма о Горенштейне. Работа эта началась, можно сказать
с отклика Андрея Кончаловского на сделанный ровно год назад проект на
сайте радио «Свобода»:
«Вы делаете неоценимое дело! Готов помогать, чем могу в любой форме!
Если не мы, то кто?! Память о гении нужно сохранить в век
укорачивающейся не по дням, а по часам — человеческой памяти.
Рассчитывайте на меня. Ваш Кончаловский.»
Еще более, чем предстоящий выход фильмов радует то, что одно крупное
издательство приняло решение последовательно издать все написанное
Горенштейном. В конце этого года первой выйдет книга «послевоенной»
прозы Горенштейна, в которую войдут «Дом с башенкой», «Искупление», а
также до сих пор не издававшаяся в России одна из лучших повестей автора
— «Попутчики». Экранизация – это все же одна версия литературного
произведения, а встреча читателя с настоящей литературой – это
безграничное по возможностям кино воображения каждого, открывающего
книгу.

Один комментарий к “» встреча читателя с настоящей литературой – это безграничное по возможностям кино воображения каждого, открывающего книгу «

  1. 7 июля 2012 г., на 47-м Международном кинофестивале в Карловых Варах состоялось официальное награждение победителей, сообщает ТСН. Украинский фильм режиссера Евы Нейман «Дом с башенкой» выиграл главный приз конкурсной программы «От Востока до Запада».
    Напомним, картина «1 +1 production» приняла участие в конкурсной программе фестиваля «От Востока до Запада». Всего в секции было представлено 12 картин, оценивали их 5 членов международного жюри.
    «Я очень тронута, и мне невероятно приятно. И я действительно очень благодарна тем талантливым людям, которые работали со мной и которые мне доверяли. Для меня как для режиссера, это признание, для меня это надежда, что мой следующий проект состоится», — рассказала режиссер Ева Нейман.
    Наташа Друбек, член жюри конкурса «От Востока до Запада»: «Всегда непросто выбирать, но с этим фильмом получилось иначе. Он задел многих людей. Мы выбирали фильм в ходе голосования, с помощью пунктов, и я должна сказать, что «Дом с башенкой» победил сразу. Он набрал наибольшее количество очков. Поэтому нам не пришлось дискутировать как в случае сдругими фильмами. «Дом с башенкой» сделан очень понятно. Здесь просматривается диалог с историей советских фильмов, и мы наслаждались
    этим диалогом…Мне он очень понравился и я рада, что украинский фильм победил. Хочу отметить, что в фильме присутствует некая чуткость, особенно, что касается операторской работы. Мы видели героя очень
    близко, но не очень интимно. Я думаю это действительно очень хороший фильм, и он попадет на много фестивалей. Я надеюсь на это».
    Якорим Блажейовский, член жюри, кинокритик:
    «Фильм «Дом с башенкой» очень мудрый, с правильно построенными мизансценами, долгими кадрами,
    фильм черно-белый на широком экране. С точки зрения картины — это очень сильно. Что в этом фильме новое — это определенная дистанция до эмоций. Ведь история очень грустная, как и во многих военных фильмах. Но мы стоим в стороне от эмоций. Может это и стало причиной, почему наше жюри назвало этот фильм лучшим в этом конкурсе».
    Сценарий к фильму написан по автобиографическому рассказу Фридриха Горенштейна «Дом с башенкой». Молчаливое послание фильма — «человечным можно и нужно оставаться всегда». Это трагическая история восьмилетнего мальчика. Зима 1944 года. На полпути , на неизвестном полустанке их снимают с поезда, так как мать мальчика заболевает тифом и вскоре умирает. Ребенок остается один на один со своим горем, среди чужих людей, которым, по большому счету, нет до него дела. Доверившись незнакомцам, он продолжает свой путь домой. Все, что он запомнил о месте, где навсегда осталась его мама, — это то, что на привокзальной площади стоит старый дом с башенкой.

Обсуждение закрыто.