ДВА ПОЭТА.

В гостевой жаркие прения: кому что дозволено, кому – не дозволено, кто прикасаем, кто – неприкасаем… Обычное дело.
А ведь всё это каждый решает сам за себя.
Аналогичный случай был – нет, не в Одессе, а на собрании Союза писателей СССР 31 октября 1958 года, на котором Пастернак был исключён из ССП. Выступление в числе прочих поэта Бориса Слуцкого, начиналось так: «Поэт обязан добиваться признания у своего народа, а не у его врагов…»; и заканчивалось так: «…Лауреат Нобелевской премии этого года почти официально именуется лауреатом Нобелевской премии против коммунизма. Стыдно носить такое звание человеку, выросшему на нашей земле».
Последовали аплодисменты.
Этот поступок отравил всю последующие годы Бориса Слуцкого, бесспорно сократил его жизнь.

А почему, собственно?

Борис Слуцкий с ИЮНЯ 1941-го рядовой 60-й стрелковой бригады, не раз был в боях, в разведке; был тяжело ранен; комиссован лишь по окончанию войны.

Борис Пастернак, пережив две мировые бойни, на фронте не был – и не это ставится ему в упрёк. Но он, похоже, ни разу даже не упомянул об этих всечеловеческих трагедиях.

Борис Слуцкий никогда не отмежёвывался от своего еврейства, переживал за свой народ, и Холокост лёг камнем на его сердце: «…И пуля меня миновала – Видно молва нелжива: Евреев не убивали – Все воротились живы».

Борис Пастернак всю свою жизнь не просто чуждался своего еврейства — брезговал им.
Чтобы поэт-еврей, живший в ту эпоху, ни словом не упомянул Холокост, — да возможно ли такое?..
«В окошке форку отворя, наружу крикну детворе: «Какие, милые, у нас Тысячелетье на дворе?»

Скажут: разный уровень поэзии, разный масштаб личностей. Всё то же: прикасаем – неприкасаем.
Само это уже спорно. Известная мазня Малевича, повторенная им собственноручно 7 раз (!), ценится на ХУДОЖЕСТВЕННЫХ аукционах не в разы, а на порядок с лишком выше, скажем, картин Константина Коровина, выше даже полотна весьма известного на Западе Ивана Шишкина…
Лучшие, как считал сам Пастернак, стихотворения (их немного), заключающие его вполне ходульный «МАЛОВЫСОКОХУДОЖЕСТВЕННЫЙ» роман «Доктор Живаго».
Все они посвящены христианской тематики – как кажется, не слишком популярной у евреев…

Так в чём же дело – отчего такие душевные страдания, укоротившие жизнь? Мне думается, Борис Абрамович Слуцкий, невзирая на собственные человеческие и литературные заслуги, на заслуги возносимого всеми Пастернака, чувствовал себя ПРИКАСАЕМЫМ – к собственной СОВЕСТИ.

«Падающего – подтолкни» — это не только максима психопата Ницше; это лозунг ЛЮБОЙ толпы.
В зале ССП 31 октября 1958 года Б.Слуцкий был частью толпы. Он и сам это осознал – увы, позднее.
Не оправдывая себя, он признался критику Эмилю Кардину, тоже фронтовику:
«Сработал механизм партийной дисциплины».

11 комментариев для “ДВА ПОЭТА.

  1. Уважаемая модерация, в моём блоге, где поставлен опус «Два поэта», поставлен и второй — «Два еврея», — но не пойму, как его обнаружить, как войти.
    Помогите, пожалуйста.

    1. Нажмите на свою фамилию и увидите все свои записи. Можно и рубрику свою открыть — в меню справа. Можно и поиск по фамилии провести. Или нажать на метки, которые Вы ставили к статьям (рекомендуем ставить).

  2. Лев Мадорский: Все тогда голосовали одинаково. И даже позже только семь человек во время событий в Венгрии вышли на Красную площадь…

    ::::::::::::::::::::::

    Голосовать — приходилось (мне самому никогда не приходилось), но выступление было так или иначе добровольным.
    После моей публикации в газете «Правда» подвала о пользе физической культуры, мне предложили выступить — как еврею! — с осуждением «израильской агрессии». Оправдался тем, что я всего лишь спортивный тренер — и в другой проблематике не разбираюсь.

  3. Александр Биргер: Уважаемый г-н Тартаковский ,”Живаго” я читал ; я вот о чём : “…христианской тематике – как кажется, не слишком популярной у евреев…” – не слишком популярна христианская тематика у евреев —
    Вы это всерьёз ?

    ::::::::::::::::

    Читайте не только романы, но и следите за нашей гостевой — и вопрос исчезнет сам собой.

  4. В этой небольшой статье, уважаемый Маркс, мне понравилось, что Вы не идёте проторенными путями, не становитесь частью толпы, не рисуете чёрно-белые портреты двух поэтов. Жизнь ведь тоже не чёрно-белая. Фронтовик Слуцкий не выдержал испытание той страшной, не фронтовик Пастерак тоже, как иы знаем ( помните его стихи о вожде народов) не всегда

    1. Извините, продолжаю: испытание той страшной жизнью (вставка) …не всегда его выдерживал. Общий вывод для меня: нельзя осуждать ни того,ни другого поэта. Нас не было на том собрании, и время не дало возможности нам себя в полной мере испытать. Все тогда голосовали одинаково. И даже позже только семь человек во время событий в Венгрии вышли на Красную площадь…

      1. «Все тогда голосовали одинаково. И даже позже только
        семь человек во время событий в
        Венгрии вышли на Красную площадь…»
        Все — одинаково ?
        В Венгрии ?

    1. Уважаемый г-н Тартаковский ,»Живаго» я читал ; я вот о чём : «…христианской тематике – как кажется, не слишком популярной у евреев…» — не слишком популярна христианская тематика у евреев —
      Вы это всерьёз ?

  5. «к чёрному квадрату свободы, в котором уже горели первые звезды…хочу сказать,что именно этот опыт помог мне впоследствии понять картину Казимира Малевича «Чёрный Квадрат». Я бы только дорисовала (НА ПОЛОТНЕ МАЛЕВИЧА !) на нем несколько крохотных сине-белых точек (смешно это немножко). Однако Малевич, хоть и называл себя супрематистом, был верен правде жизни — света в российском небе чаще всего нет. И душе не остаётся ничего иного, кроме как производить невидимые звезды из себя самой — таков смысл полотна.” Виктор Пелевин ,«Священная книга оборотня» — прочёл внимательно СЕГОдня комментарии, Ефим,которых раньше не читал. В ТОЙ дискуссии не участвовал.(там — Пелевин и Малевич и Ослон , — что мне там делать ?). А вот в это — захотелось, да и тема «не оставляет равнодушным».
    Уважаемые Марк и Ефим, не хочу — «к свободе чёрного квадрата», тем более, что не «дорисовал К.М. крохотных сине-белых точек-звёзд, хочу — к свободе зелёного луга — со шмелями, цветами и т.д. С огромным уважением отношусь,дорогой Ефим,- к Вашей способности (таланту — не побоюсь и этого слова) — видеть, понимать то , что ,как мне кажется (извините мою неполиткорректность) многие НЕ могут , не получается у них. Что же касается ДО главной темы статьи — о ДВУХ ПОЭТАХ -то мне близка точка зрения Марка Самойловича. Правда, АРХИважно (м-да) и вот что — «Так в чём же дело – отчего такие душевные страдания, укоротившие жизнь? Мне думается, Борис Абрамович Слуцкий, невзирая на собственные человеческие и литературные заслуги, на заслуги возносимого всеми Пастернака, чувствовал себя ПРИКАСАЕМЫМ – к собственной СОВЕСТИ.»
    А вот это мне совсем непонятно:
    «Лучшие, как считал сам Пастернак, стихотворения (их немного),заключающие его вполне ходульный «МАЛОВЫСОКОХУДОЖЕСТВЕННЫЙ» роман «Доктор Живаго». Все они посвящены христианской тематики – как кажется, не слишком популярной у евреев…»
    — Раскондуйте , пожалуйста.

  6. Уважаемый Маркс Самойлович!
    Спасибо, что последовали моему совету! Лиха беда начало. Начинать любое дело трудно.
    Я вспоминаю здесь замечательное стихотворение Слуцкого:
    Я исходил из хлеба и воды,
    И неба сверху, и суглинка рядом,
    И тех людей, чьи тяжкие труды
    Суглинок полем сделали и садом.
    Из них я первым делом исходил
    И с ними пол-Европы исходил.
    Солдаты не умеют скрыть презренья
    К бездельнику, фразеру и вралю.
    Я перешел на эту точку зренья
    И длинных рассуждений не терплю.
    …………………………..
    Я знаю: дважды два — не дважды два,
    Покуда на бумаге, не на деле.

    А насчет Малевича — это Вы зря.
    О «Квадрате Малевича» здесь была небольшая дискуссия в блоге уважаемой Инны Ослон.
    Посмотрите, пожалуйста, здесь
    http://blogs.7iskusstv.com/?p=19387
    Удачи Вам!

Обсуждение закрыто.