» РИСУНОК СКРЕЩЕННЫХ ТЕНЕЙ ОКОННОЙ РАМЫ «

*     *     *

автор — Aлекс Тарн

Г  О  Р  О  Д

Сначала наш мир един , потом делится на две неравные части. Первая, большая и важнейшая, именуется, как выясняется позже, «мама». Вторая, представляющая прочую несущественную малость, включает в себя всю остальную вселенную.В дальнейшем вторая часть неуклонно увеличивается за счет первой, проявляет самостоятельность, дробится на независимые объекты. Это интересно, но утомительно. Процесс взросления – сплошная уступка множественности. К старости количество осознанных нами отдельностей превосходит все мыслимые границы; возможно, именно от этого-то мы и умираем, скачком перекидываясь в единство, имя которому – смерть. Так что прав Мандельштам, утверждавший, что «…мы в детстве ближе к смерти, чем в наши зрелые года».  Ближе к Единому.

Я люблю этот Город. Собственно, этот Город — часть моего существа, так что можете обвинять меня в себялюбии. Не помню, когда именно он возник в моем сознании в качестве отдельного объекта; помню только, чем он был тогда, этот объект. Он был рисунком на стене, рисунком скрещенных теней оконного переплета, на который я смотрел, засыпая. Там, за окном, были яркие уличные фонари и веселые щелчки троллейбусных штанг, отчего-то напоминавшие фокусника и новогоднюю елку; к ночи другие уличные шумы стихали, и щелчки становились слышнее. Мы жили в угловом доме, и троллейбусы, поворачивая с Гоголя на Дзержинского, переключались на другую линию как раз напротив наших окон. В теплой подушке полусна они звучали особенно уютно. Даже сейчас, закрывая глаза, я слышу их, отчетливо и остро, где-то там, в мягком подбрюшии души.

Троллейбусы уходили в парк, но рисунок теней оконной рамы оставался, спокойный и убедительный в своей уверенной незыблемости. Ночью, в ужасе всплывая на поверхность яви из вязкого болота детских кошмаров, я инстинктивно искал его на стене и цеплялся, как якорем, за его четкие прямые линии. Как и ночные голоса троллейбусов, он живет во мне все эти годы.

Рисунок скрещенных теней
Оконной рамы,
На потолке и на стене,
Прямой и странный.

В кривом пространстве полусна,
В утробе ночи,
Он был незыблем, как стена,
Как циркуль точен.

Он был, как яви торжество
В хмельном провале…
И мы цеплялись за него
И выплывали.

13 комментариев для “» РИСУНОК СКРЕЩЕННЫХ ТЕНЕЙ ОКОННОЙ РАМЫ «

  1. Похоже, что Алекс Тарн возвращается на Портал Берковича.

    С чем я нас всех и поздравляю.

    1. он отсутствовал недолго , Вы не заметили — в Портале было немного «Пепла » — вчера :
      21 Сентябрь 2013 By Александр Биргер
      Алекс Тарн , “Пепел” (“Иерусалимский журнал”) – «Я тебя найду, как договаривались, – сказал Берл.
      Максимум через два месяца. Спасибо.
      – Спасибо не булькает, – подмигнул Колька и пошел прочь, не оглядываясь…»
      С чем я Вас (и нас) таки поздравляю. А также — с правильным написанием Вашей фамилиё.
      только вот не понял — или Вы — против «возвращения» ? Шалом !

  2. Спасибо! Так Бродскому совершенно неожиданно, к месту или не к месту, пришло в голову: «Жгите ваше жито! Никакой пощады вашему посаду!».

    1. » … Пересечь этот город пешком в любом направлении можно примерно за час. В том случае, разумеется, если ты знаешь дорогу — которую к моменту, когда я вышел из гондолы, я знал. Мы распрощались и разошлись. Я пошел к своему отелю, усталый, пытаясь глядеть по сторонам, бормоча под нос какие-то дурацкие, бог знает откуда взявшиеся строки, вроде «Жгите это жито» или «Никакой пощады этому посаду».
      Напоминало раннего Одена, но это был не он. Вдруг захотелось выпить. Я свернул на Сан-Марко в надежде, что «Florian» еще открыт. Он закрывался; из аркады убирали стулья, на окна водружали деревянные шиты…
      я вышел из-под аркады и окинул взглядом пьяццу. Она была абсолютно пустая, ни души. Четыреста кругловерхих окон тянулись в своем обычном сводящем с ума порядке, словно геометрические волны. Этот вид всегда напоминал мне римский Колизей, где, по словам одного моего приятеля, кто-то изобрел арку и не смог остановиться. «Жгите это жито»,— по-прежнему бубнил я.— «Никакой пощады…» Туман поглощал пьяццу. Вторжение было тихим, но все равно вторжением. Я видел, как пики и копья безмолвно, но стремительно движутся со стороны Лагуны, словно пехота перед тяжелой кавалерией…» — неужто не понравилось?

        1. Дорогой Ефим !
          Вы будете смеяться , но я ЭТОГО никогда не читал — до сегодняшнего дня, только — стихи.
          Всё можно найти в Гугл’е ; я не филолог, не историк, закончил «физкультурный институт с жел-дор. уклоном», — старожилы Питера могут помнить, что так называли Л.И.— им.академика
          Образцова и — не зря. Вот Вам , ко всем Вашим обычным ежедневным ребусам — ещё один, если хотите. Так что — Вам спасибо .
          Однако, не разобрал — или Вы и Борис Э.А. ЗА А.Т. или не — очень. Если УЖ и комментирующим
          пост не интересен, то пора податься в управдомы.
          Удачи !

      1. Извините Ефим , Б-г с ним — с Алексом Т.,
        а Иосиф Ал-ич — неужто — не понравилось ?

        1. Нет, что Вы, дорогой Александр!
          Оба очень даже хороши!
          Большое спасибо!

          1. «..я вышел из-под из-под аркады и окинул взглядом пьяццу.Она была абсолютно пустая,ни души. Четыреста кругловерхих окон тянулись в своем обычном сводящем с ума порядке, словно геометрические волны. Этот Туман поглощал пьяццу. Вторжение было тихим, но все равно вторжением. Я видел, как пики и копья безмолвно, но стремительно движутся со стороны Лагуны, словно пехота перед тяжелой кавалерией…” – будто про Ленинград , несмотря на «пьяццу» , да? Или — мерещится ? Удачи Вам , дорогой Ефим и — спасибо.

            1. Нет, я хотел сказать, что хороши все трое: Вы, Бродский и Тарн!

              1. зря Вы поставили меня вместе с ИБ и АТ ,-
                они пишут/писали , а я — кроме Вас мои стишки никто не прочитал ;
                дальше эпиграфов не двинулись , и — правильно.
                нЕчего — с …онным рылом и тд
                к тому же — «лета к суровой прозе …»
                Жду продолжения «Исландии «

  3. «Он был рисунком на стене, рисунком скрещенных теней оконного переплета, на который я смотрел, засыпая».
    У меня в детстве был свой рисунок на стене
    а вместо щелчков от «рогов» троллейбуса, громыхание трамваев.
    Как то в Питерской гостинице, поздно ночью услышала это «громыхание» и подумала радостно — Как в детстве….

    1. Спасибо, Эстер, рад , что Вам понравился А.Т.
      Кажется в мае он был в Питере , давал интервью , — можно найти НА Гугл’У.

Обсуждение закрыто.