Хроники Эстер. Искать, найти и потерять. Неизвестный солдат.6

На Ельню. Уже окончательно стемнело, но мы поехали на Ельню. В город попали аккурат на окончание праздничного салюта. Машину негде было припарковать, все забито, милиция, люди-люди. Так странно было после совершенно безлюдных мест и дорог, увидеть толпы народа. Празднично одетые мужчины и женщины, дети с шарами и цветами. Народ расходился по домам, а мы наоборот шли в сторону мемориала. Там уже практически никого не осталось. Под свет вечного огня мы стали изучать списки с многочисленных надгробных камней.  Очень большое братское захоронение около 20 000 человек и только 9000 известны, остальные числятся как «неизвестный солдат». Тогда я впервые задумалась: «Почему? Почему столько неизвестных? Почти каждый второй неизвестен? Когда их хоронили  во время войны, в то тяжелое время, они были еще известны. Как хоронили это отдельный вопрос. Но были списки, было распоряжение что и как делать, документы и карты сохранившиеся до сих пор. А людей все равно потеряли? Столько воинов стало неизвестными уже после войны? Кости перезахоронили, галочки поставили, а про людей забыли.

Мы с мужем разделились,  изучая  каменные прямоугольники. Он с одной стороны мемориала, я с другой, глубокой ночью. Я подходила к каждому камню, везде цветы, цветы, цветы. Я подходила к камню, отодвигала цветы, искала, знакомую родную фамилию. Опять отодвигала цветы, опять читала, надеялась, очень надеялась. Ничего, конечно ничего. Чуда не произошло.

Дед , видно ты не относился к числу счастливчиков. Сгинуть в болотах и пропасть дважды.

Надежда еще была. Надо было продолжать поиски. Вячеслав отправил запросы в военкоматы и администрации близлежащих, от села Никольское, населенные пункты и города. Надо было ждать ответы. Ждать естественно было тяжко. Папа все время спрашивал – Ну как? Ну что? Когда поедем?

— Папа, милый! Куда ехать? Если бы знать куда….

Смешно, но Вячеслав тоже не выдержал, не дождавшись официального ответа. Позвонил таки в Ельнинский военкомат. Бодрый военком, ответил – Да! из села Никольское все захоронения в 50-х годах перенесли в Ельню, это точно!

Значит в Ельне, среди тысяч неизвестных. В Ельне.

Все же, решили дождаться  официальный ответ. Через три недели пришел ответ, на папин адрес, он первый и открыл письмо.

Отец- Эстер! Из военкомата пишут что Талис Наум Львович перезахоронен в Ельне! Эстер, мне надо поехать туда, в Ельню!

-Папа, подожди, не торопись, это письмо надо показать Вячеславу, он строго настрого попросил сфотографировать не только текст письма, но и конверт и отправить ему. Мы обязательно поедем, но в августе, пусть все окончательно прояснится.

— Эстер! Что еще должно проясниться? Ты что не веришь официальному письму?

-Верю, папа, но Вячеслав начал это расследование, ему и заканчивать….

Письмо другу

Вчера получили ответ из Ельнинского военкомата. Я писала, что мы ищем 40 лет могилу моего деда. Так вот из военкомата пришел ответ, что захоронения из села Никольское, перенесли в период с 1950 по 1965, в Ельню. Но так как мой дед не значится в списках, то они внесли его в Книгу Памяти (на основании нашего письма и присланных документов) и присвоили № захоронению. Письмо пришло на имя моего отца, и он понял (поверил в то во  что хотел) что захоронение нашлось и радости его нет теперь предела. Я не стала его разочаровывать, потому что все же не понятно где он (дед) остался ли в Никольском (возможно не все захоронения перенесли, с 1943 по 1965 слишком большой период, оно могло просто стереться или уйти в болото) или все же перенесли в Ельню, но не внесли в списки (что маловероятно). Отец мой рвется в Ельню, а мы строчим сейчас письмо в ельнинский военкомат, что бы они внесли имя моего деда на надгробие. Я не хочу разочаровывать своего папу, я хочу что бы он приехал и увидел могилу и на ней фамилию и имя его отца, что бы он по еврейской традиции мог положить на нее камушек
В августе (когда болота высохнут), мы все же поедем в Никольское, возьмем металлоискатель и поедем……

 

Вот такое письмо…. Тогда я и стала «копать» сама, начала со списка погребенных в братской могиле 1943 года, тех 96-человек. Неужели они все теперь тоже «неизвестный солдат»?

Случайно роясь в интернете, изучая военные хроники и архивы, я наткнулась на информацию: в Ельне, есть музей Великой Отечественной Войны, в этом музее данные о всех захоронениях Смоленской области. Не раздумывая, позвонила в музей.

Письмо другу

Если я  еще не надоела. Можно продолжу историю про поиск захоронения моего деда? Все не так просто. Ельнинский военкомат нам отписал, что согласно нашим же данным, они внесут Имя моего деда в Книгу Памяти. И мы даже попросили их сделать надпись на каменном надгробии, что бы привезти отца и он мог успокоиться и положить камешек (по еврейской традиции) и тд.

Но мне все же (что то)не давало покоя почему моего деда нет таки в списках? Сегодня в интернете я нашла, что в Ельненском краеведческом музее имеются списки всех захоронений смоленской области. Я позвонила в этот музей, чудная женщина стала искать данные и сообщила мне, что захоронения из села Никольское никогда не переносилось в Ельню(?!)и что в то время село Никольское принадлежало другому району, она пробила по другим захоронениям и не нашла ничего, сказав что возможно оно и вовсе не переносилось. Я сослалась на официальный ответ военкомата, на что она мне ответила, что они с ельнинским военкоматом находятся в одном здании и пользуются одними и теми же данными. Далее она попросила меня перезвонить через 30 минут, для выяснения ,почему военкомат дал мне не верную информацию. Я перезвонила, уже подняла трубку другая женщина и наорала следующее: « Вы по поводу захоронения? Вот у Вас есть письмо  из военкомата? Что Вам еще от нас надо?» И бросила трубку….

Где ты, дед? Знаю теперь точно, что не в Ельне.

Вячеслав меня немного опередил, он нашел 20 человек из списка похороненных в Никольском 96-ти.  20 человек за 200 км от места первоначального погребения? За 200 км!!! Это не мыслимо! Это не поддавалось никакой логики. В 500 м от места гибели было Замошье с его большим мемориалом, но повезли за 200 км(?!), только из-за того что в 50-е годы село относилось к другому району. Жуть! Я стала «копать» дальше. Нашла еще человек пять из «нашего» захоронения в Вяземском районе в с.Бывалицы. Итого в Бывалицах захоронены 25 человек из 96-ти, а где же остальные? И начались странные, непонятные вещи. Я нашла еще 12 человек (из 96-ти), но……ужас…..они захоронены в разных местах Смоленской области. Что? когда шел караван с останками, раздавали на каждое село по косточке??? Бред какой то. Но и это еще не все. Три человека из двенадцати были захоронены трижды?!!! Не просто захоронены трижды, двое из них трижды погибли и семьи их три раза получали похоронки с указанием разных мест гибели.

Даже «перестраховщик Вячеслав и тот был в шоке. Он так надеялся, что с. Бывалицы, Вяземского р-на, Смоленской области,  это и есть то место, которое мы так усердно искали, как никак 25 человек из 96-ти? Это уже по всем теориям проходит, если бы не те 12…..Рядом с «нашей» братской могилой, располагалось еще несколько, самая ближняя № 8. Я стала анализировать список погребенных в ней в 43 году и поиск этих людей после укрупнения могил. Половина из списка, так же перезахоронена в Вяземском районе, в Бывалицах и никаких сюрпризов, либо ничего, либо в Бывалицах. Я еще раз стала изучать карту 1943 года, увидела что «наше» захоронение показано два раза, две звездочки, одна вроде как стерта, но не до конца. Тогда зародилась мысль – Может 11 захоронение, это не одна братская могила на 96 человек, может их несколько? Поэтому по разным местам смоленщины лежат воины из «нашей» братской могилы ?

продолжение…