Эйнштейн в Ганновере

После того, как в 1919 году экспериментально была доказана справедливость общей теории относительности (наблюдением за отклонением лучей от звезд вблизи солнца во время солнечного затмения в южном полушарии), Эйнштейн стал всемирно знаменит. Причем степень этой знаменитости сейчас трудно себе представить. О теории относительности, писал Эйнштейн, говорят даже кучера и вахтеры. Портрет ученого напечатала на первой полосе «Иллюстрированная газета» из Берлина.

 

Прусского академика стали приглашать в разные города и страны делать доклады о новой теории. Ажиотаж вокруг лекций был такой, как будто выступает великая эстрадная звезда. Одно такое выступление состоялось в Ганновере 6 ноября 1920 года. Желающих попасть на лекцию профессора было столько, что пришлось проводить ее в самом большом зале города — в Купольном зале Конгресс-центра (это современное название, а тогда здание только недавно построили).

Зал на 3500 человек был полон. Билеты продавались с ограничениями — не более 4-х в одни руки, чтобы пресечь спекуляцию. Но большинство ушло с лекции разочарованными. Они думали, что за один вечер познают тайны Вселенной, разберутся с новой теорией, заменяющей классическую теорию тяготения Ньютона. Но знаний математики и физики большинство не хватало. И слышно физика было плохо — усилители не работали, а голос был недостаточно сильным.

Это была единственная возможность личной встречи Альберта Эйнштейна и Теодора Лессинга, который преподавал тогда философию в Ганноверском техническом университете. Но, видно, они тогда не встретились, по крайней мере, я не нашел никаких на то указаний. Так что жизнь обоих ученых протекала как бы в непересекающихся плоскостях. Но, тем не менее, в их судьбах по многим показателям можно отметить параллели и совпадения. Вот об этих параллелях и пойдет речь в новой лекции 2 октября в Ганновере. Кому интересно, милости прошу.

3 комментария для “Эйнштейн в Ганновере

  1. Интересный материал. Надеюсь изложение предстоящей лекции в Ганновере появится на Портале.
    М.Ф.

  2. Уважаемый Евгений Михайлович!
    Информационная насыщенность Ваших исторических экскурсов не может не восхищать.
    Для меня, помимо осмысления степени ажиотажа, раздутого СМИ по обе стороны Атлантики после опубликования результатов наблюдений солнечного затмения, особую значимость приобретает анализ настроения ганноверцев после посещения лекции. То, что они ушли разочарованными, нисколько не повлияло на их отношение к докладчику. Плохая слышимость здесь не при чём, как, впрочем, и недостаточность знаний – их с лихвой компенсировала возникшая вера в гениальность Эйнштейна. Да он и сам был убеждён в ней, о чём свидетельствует широко известный его ответ на вопрос, что было бы, если бы он ошибся: «Тогда мне было бы жаль Господа Бога – теория-то все равно верна».

  3. Интересно. А микрофоны уже были в то время? Эйнштейн выступал без микрофона? Вообще, какое-то усиление звука уже существовало тогда?

Обсуждение закрыто.