Романтик книги, библиофил и коллекционер культурного наследия

Романтик книги, библиофил и коллекционер культурного наследия.

К юбилею Олега Васильевича Рогожникова.

 

Е.Д. Петряев привел в своей книге «Записки книголюба» замечательное выражение Шарнина «Книжники – хорошее племя».

Олег Васильевич Рогожников один из лучших представителей племени книжников в Вятском крае, родился 14 мая 1963 года.

Он всегда смотрит на книгу и коллекции культурного наследия как на материал для просвещения. Как библиофил и коллекционер, он составил огромную картотеку по всем направлениям истории и литературы Слободского уезда, Вятского края. Его картотеки – это концентрированная летопись развития одного из интереснейших уголков Вятского края.

Город Слободской всегда отличался своими краеведами, которые, невзирая на авторитеты, вели собственные поиски, продираясь сквозь тенета нашей запутанной истории полной фальсификатов, стремясь к истине.

Олег Васильевич внес в эту работу слободских краеведов лучшие традиции российского библиофильства и библиографии. Очень удачно он совмещает эту деятельность с коллекционированием культурного наследия.

Собрание Олега Васильевича всегда в работе. Постоянно работая на ниве просвещения, он, вносит огромный вклад в работу по формированию интереса подрастающего поколения слобожан к истории своего края, интереса к книге, без которого невозможен прогресс в развитии края.

Приведу несколько малоизвестных цитат.    

«Хорошие дела – суть капиталы, которые нельзя потерять через банкротство».

«Благонамеренный», 1826, ч.XXXIV, с.373-374.

«Охота к чтению вытекает из вечно присущего человеку стремления к познанию мира путем предания. В правильном развитии и направлении его (чтения) вся задача нашего умственного образования».

«Педагогический музей», 1878, с.543.

«Чтением воспитанник заполняет пробелы, остающиеся в его знаниях. Чтением он приобретает множество новых сведений и убеждений. От чтения зависит первый взгляд юноши, отрока и дитяти на жизнь, природу и людей. От чтения зарождаются известного рода чувства, и даже привычки. Короче – через чтение идет большая часть развития ученика. Лекции школьные (как и институтские) суть только указка, азбука для знания. А самые знания, свет этот, сообщаются не лекциями, а иным путем. О редком учителе можно сказать, что его слово запало в душу, и приносит свою пользу».

Филонов А. – «О чтении и библиотеках» — «Журнал Министерства народного просвещения», 1861, №9, с.185.

А вот замечательный пример из российской истории для скептиков по отношению к деятельности таких поборников просвещения, как наш юбиляр.

«Число книг в последнее время пребывания декабристов в каземате достигло 500.000 томов. Многие (Н.М. Муравьев, Волконский, Трубецкой) выписали свои библиотеки, а у некоторых они состояли из многих тысяч томов. Доктор Вольф имел до четырех тысяч медицинских книг.

Лунин – полное собрание творений отцов церкви в подлинниках (греческих и латинских). Были все классические сочинения греческой, латинской, французской, немецкой, английской, итальянской, испанской и польской литературы. Существовала специальная газетная артель, причем при выписке использовалась складчина. В последнее время каземат, на имя одной из дам, выписывал газеты и журналы на несколько тысяч рублей, в том числе массу иностранных журналов и газет. Библиотека была умственным, культурным, а также организационным центром. Сюда сходились, здесь спорили, даже играли в шахматы. В библиотеке было устроено нечто вроде почтового бюро.

Декабрист Завалишин за время заключения выучился писать и говорить на 13 языках. В связи со своими усиленными занятиями по филологии, Завалишин сделал ряд переводов – всего Священного Писания, первой песни Илиады, первой главы Фукидида и много других. Всего им было исписано до 15.000 листов мелким почерком. Еще в каземате Завалишин начал собирать сведения об Амурском крае. Там же им была составлена карта Забайкальской области, впоследствии оказавшая много услуг администрации.

Старший брат Борисов, хотя, по отзывам, и не вполне нормальный, собрал замечательную коллекцию насекомых и придумал классификацию совершенно тождественную той, которая, спустя немного времени, была принята Парижской Академией Наук.

Декабристы, хорошо знавшие медицину, завели свою аптеку и все инструменты, необходимые как хирургу, так и акушеру.

Декабристы выписали популярные медицинские руководства, необходимые лекарства, устроили «огороды лекарственных трав». Декабрист И.Ф. Фохт, который читал исключительно только медицинские книги, имел сложные и сильные лекарства и лечил горожан и поселян. Нарышкин разъезжал по деревням и помогал, где мог.

В конце концов, в Петровском заводе были устроены форменные учебные заведения и ремесленные школы, в которых обучались дети заключенных и заводских служащих. Самые лучшие мастеровые и ремесленники вышли из казематских школ. Уже живя в Москве, Завалишин получил письмо от своего бывшего ученика кузнеца, отца восьми детей, который не только сам учил своих детей, но и внимательно следил за новой литературой.

Нередко, под влиянием декабристов, совершенно изменялись интересы жителей глухих городов. Так, в Селенгинске к 1861 году стали выписывать одних журналов и газет на 300 руб. серебром».

«Русская школа», 1911, №2, с.113, 115, 116, 119, 124.

 

«Очень часто губернские и уездные города представляют поразительные, просто невероятные примеры полнейшего пренебрежения к делу народного образования. Достаточно указать на Вятку, где городская управа не вносит ни одного рубля на начальное народное образование. Существующее в Вятке начальное училище всецело обязано уездному земству, которому город недавно отказал в просьбе дать для училищ помещение.

Полное содержание семи больших городских школ стоили уездному земству 7633 руб., тогда как на содержание всех 40 сельских школ уездное земство тратит только 16382 руб. То есть город поглощает почти треть всей суммы расходуемой уездным земством на народное образование, между тем как городское население в 7 раз меньше сельского.

Положение резко изменилось, когда председателем Вятской губернской земской управы был избран Авксентий Петрович Батуев, великий земец, пользовавший уважением у всех российских земцев.

Именно Батуев разработал программу развития библиотечного дела в губернии, которая и сегодня ни на йоту не потеряла своей актуальности.

Эту программу он описал в письме Константину Ивановичу Громозову, городскому голове Слободского, в октябре 1894 года.

«Милостивый государь Константин Иванович!

Одной из главнейших забот Вятского земства всегда была забота о народном образовании. К этому побуждали, как желание дать удовлетворение духовным запросам того населения, представителями которого являются земские деятели, так и сознание  того, что только распространение знаний в силах поднять благосостояние населения. Руководясь этими высокими стремлениями, Вятские земства не щадили средств для того, чтобы поставить на должный уровень это первостепенной важности дело. Но, конечно, несмотря на то, что сделано уже многое, остается сделать все-таки еще больше.

Главное внимание в настоящее время должно быть обращено на то, чтобы грамота, приобретаемая в школе путем труда, не пропала даром, не была забыта через два-три года, а послужила, как это и быть должно, зерном приобретения нужных знаний и нравственного усовершенствования.

С этой целью как уездные, так и губернское земства предприняли уже ряд мер, которые сослужат великую службу делу народного образования. Таких, например, как учреждение библиотек при школах и народных читален, устройство повторительных классов, бесплатная раздача книг населению и прочее.

К сожалению, библиотеки, читальни и повторительные классы учреждены лишь в больших селах и влияют, поэтому, на незначительный сравнительно район, между тем как каждый плательщик земских налогов вправе требовать услуг земства в этом важном деле.

Бесплатная раздача книг населению до некоторой степени пополняет этот недостаток, разнося книги в самые глухие, отдаленные уголки губернии, но и при ее существовании книга заносится в углы эти более или менее случайно и недостаточно систематично.

Между тем не только желательно, но и прямо необходимо, чтобы в каждом глухом, заброшенном углу, население находило в книге ответы на все свои запросы, ответы ясные, простые, приготовленные к пониманию крестьянина.

В каждом обществе, по крайней мере, если не в каждой деревне, каждый желающий или нуждающийся должен иметь под руками Евангелие, Псалтырь, портреты Царствующего Дома, законоположения о воинской повинности с объяснениями, положения о волостном суде, о сельском управлении. Должны быть краткие объяснения различных, обязательных постановлений, почтовые правила, карты уезда, губернии и России, описание губернии и России, краткое описание других стран.

Крайне необходимы,  популярное объяснение как хранить здоровье, и какие меры предпринимать при некоторых заболеваниях и несчастных случаях, как ухаживать за роженицами и новорожденными, как воспитывать детей, какие меры предпринимать в случае возникновения эпидемий.

Необходимы популярные руководства к лечению животных, к борьбе с эпиозотиями, кратко составленные учебники по различным отраслям наук и искусств, составленные применительно к пониманию крестьян и приспособленные, по возможности, к извлечению из этих знаний практических результатов, книги по различным отраслям сельского хозяйства и техники. И, наконец, книги исторического содержания и образцовые произведения лучших писателей наших, рекомендованные Ученым советом Министерства народного просвещения.

Заботясь об осуществлении этой меры, важной для распространения знаний и укрепления нравственных основ, и желая провести ее возможно экономнее, Вятская губернская земская управа выработала следующий проект:

  1. Открыть на средства губернского земства 3000 библиотек.
  2. Каждая библиотека должна заключать в себе до 100 книг стоимостью всего до 5 руб.
  3. Необходимые для этого 15.000 руб.,  ассигнуются  из запасного капитала губернского земства.
  4. Каждая такая библиотека предназначена служить распространению знаний в крестьянской среде, укреплению нравственных основ и поддержанию приобретения в школах грамотности, должна содержать в себе следующие книги:

— книги религиозного и нравственного характера;

— книги справочного характера (календари, законоположения, лечебники);

— краткие, просто составленные учебники по различным отраслям наук, составленные применительно к пониманию крестьян;

— образцовые произведения беллетритические и исторического содержания;

— книги по сельскому хозяйству и различным отраслям техники.

        5.  Книги для библиотек должны избираться из числа книг, одобренных для   употребления в народных читальнях.

        6. Если в числе одобренных книг не окажется подходящих книг по той или другой отрасли, то губернская земская управа через начальника губернии входит с представлением к Министерству народного просвещения об одобрении имеющихся в продаже книг.

         7. В случае, если в продаже не имеется подходящих крестьянскому пониманию сочинений по известной отрасли знания или имеющиеся стоят слишком дорого, губернская земская управа поручает надлежащим лицам составлять книги и издает их.

         8. Пользование книгами должно быть бесплатным.

         9. Непосредственное заведование за библиотеками устаивается так.

Желательно, чтобы библиотеки были в каждом сельском обществе (их в губернии 2999), поэтому губернская земская управа предлагает каждому сельскому обществу указать лицо, которому общество вручит заведование библиотекой. Если такое лицо сельским обществом не будет указано, то заведование предлагается любому грамотному члену общества.

         10. Всякий заведующий может быть назначен лишь с согласия местного начальства и инспектора народных училищ, а в обществах с русским православным населением и с согласия священника.

          11. Надзор за библиотекой возлагается на указанных в пункте 10 лиц, а наблюдение за сохранностью на уездные управы.

          12. Заведующий библиотекой никакого вознаграждения не получает.

          13. Никакой отчетности на заведующего не возлагается. Обязанность его состоит только в выдаче книг и наблюдении за их целостностью.

В Вашем лице, многоуважаемый Константин Иванович, земство Вятское всегда имеет горячего защитника и поборника широкой постановки народного образования».

(ГАКО, ф.616, оп.5, д.6, л.1-5).

 

А вот как замечательно было написано еще в 1921 году о значении библиотек при участии Елены Владимировны Гогель.

 

«Библиотека – конечный орган в деле просвещения и единственный в деле саморазвития, является центром культурного возрождения страны».

Из Устава Библиотечного Совета Вятской губернии 1921 года.

(ГАКО, ф. Р-1137, оп.1, д.767, л.6).

 

О библиотеке города Слободского издавна писала российская пресса.

«В городе Слободском народная библиотека открыта в 1895 году по приговору мещанского общества. Теперь число членов библиотеки достигло 190 человек. Помещение для библиотеки отведено бесплатно в доме городского общества. В библиотеке 1170 экз. книг. Самые популярные авторы книг у читателей – Григорович, Толстой, Тургенев, Пушкин и Вальтер Скотт».

«Русская школа», 1898, №10, с.257.

«В Вятской губернии имеется немало инородческих сельских обществ, в которых общественные библиотеки с русскими книгами не могли быть основаны, из-за отсутствия грамотных, умеющих читать по-русски, тогда, как те же инородческие общества дают 206 магометанским школам 5564 учащихся. Вятская губернская земская управа обратилась к Правительству с ходатайством о разрешении устроить в этих обществах общеобразовательные инородческие библиотеки. В случае разрешения ходатайства, решительно  все сельские общества Вятской губернии будут обладать маленькими библиотеками. Пример пока единственный в России».

«Русская школа», 1899, №12, с.285.

«С легкой руки покойного А.П. Батуева, каждый год вятские земства ассигнуют значительные средства на увеличение числа школ. Так, в 1874 году их было 721, а в 1899 году уже 955 школ».

«Русская школа», 1899, №12, с.275.

А вот самое верное обоснование необходимости деятельности таких поборников просвещения и пропагандистов книжной культуры, как Олег Васильевич.

«Необходимо всемерно бороться с народным невежеством, как с самым страшным злом, поддерживающим грубость нравов и незнакомство с самыми элементарными условиями гигиены и нормами общественных отношений. Всеобщее распространение образования, но образования правильно и умело поставленного, должно быть признано одним из средств, способствующих оздоровлению населения в нервно-психическом отношении».

Бехтерев В.М. – Вопросы душевного здоровья у населения России – «Вестник Европы», 1910, №9, с.304.

Вот этой деятельностью, завещанной великим ученым и психиатром, неутомимо и с успехом занимается наш юбиляр.

Здоровья, больше радостного и успехов в твоей благородной деятельности, Олег Васильевич!

 

Александр Рашковский, краевед, 14 мая 2013 года.