Инна Ослон. Про колхозы

— Когда людей звали в колхозы, мои свекор и свекровь не хотели идти… Мы жили справно, две лошадиных упряжки, несколько коров… Мы с мужем ждали-ждали, родителей слушались, а потом и говорим: «Вы, папа и мама, как хотите, а мы вступаем».

Ну, вступили мы в колхоз. Сначала он был маленький, несколько семей только, все трудолюбивые, работали на совесть. Было хорошо. А потом, как стали загонять всех, стало не то, испортилось… Ледащие стали притворяться больными, оставались дома, а глядя на них, и трудолюбивые отлынивали от работы…

Это нам рассказывала баба Шура в начале восьмидесятых. Она из-под Кимр, что в Тверской области. Эти края славились сапожным мастерством. Уходя на войну, муж нашил обувки на вырост всем троим детям. Она им очень пригодилась, — баба Шура осталась вдовой.

Как и когда она вырвалась из колхоза, не знаю, но на пенсию она ушла с городской должности вахтерши. Мы жили на квартире у нее и ее дочери. Бабе Шуре было 70 лет, ее называли по имени-отчеству (которое я забыла), она обладала чувством собственного достоинства и не была похожа на тех крестьянок, которых я видела на юге России.

Баба Шура вставала рано, шла косить кроликам траву, потом на огород, потом прибирала, варила дочери обед, к моменту возвращения людей с работы становилась со своими ягодами за уличный прилавок, продавала, что выросло… Сама она была очень опрятной, в доме чистота, не чуралась достижений медицины. «К врачу иду. Он прописал мне димедрон, а я сплю с него, с димедрону…»

Не было в ней покорности судьбе. Сын, самый младший, пил, она за него боролась. Шла к начальнику цеха, требовала, чтоб он не принимал его назад после запоев и прогулов, а выгонял, отправлял на лечение… Все напрасно. Сын был хорошим токарем, и заменить его было некем. Ей нужен сын, а начальнику нужен план.

Жила зажиточно, и бытовая ее идеология была ближе к протестантской, хоть и справляла все православные праздники. Поставь во главе маленького колхоза бабу Шуру, — и у России была бы другая история. При условии, что людей ее типа в России достаточно.

Один комментарий к “Инна Ослон. Про колхозы

  1. «Поставь во главе маленького колхоза бабу Шуру, – и у России была бы другая история.»
    ———————————————
    Все это немного не похоже на Вас, уважаемая Инна.

Обсуждение закрыто.