Валерий С. Коган: УВИДЕТЬ и … ПОСТИЧЬ

 

 Само понятие «УВИДЕТЬ и … ПОСТИЧЬ» было сформулировано и использовано  уже после опубликования двух статей автора в изданиях Евгения Берковича «Мастерская» и «Семь искусств» в конце 2012 года. Осмыслить и попытаться проникнуть в суть изображённого на отдельных полотнах великих  Мастеров Живописи было заветной целью автора  Сериала: ЖИВОПИСЬ. Новый взгляд: «РЕЗЮМЕ В СТИХАХ», изданного в Чикаго в 2008 -2012 гг. (см. «КИОСК» Е. Берковича, 2012). Насколько это удалось,  судить Вам. Но желание донести до Читателя виденье автора альбомов осталось и послужило поводом снова  поделиться с Вами, наверняка спорными, рассуждениями о моём восприятии американской живописи  на примере нескольких ярких  работ, отобранных почти наощупь при создании альбома «Ранняя Американская Живопись». Избранное-1. Чикаго, 2012.

Можно сказать, что  «подвигнул »  на  это  меня   (пожалуйста,  не очень удивляйтесь !), не ведая о том, сам легендарный Сальвадор Дали. Вернее, его картина «Поэзия Америки, 1943», которая была приведена в альбоме моего Сериала, посвящённом упомянутому великому Мастеру  и изданном ранее. Признаюсь, «заворожил» и привлёк зовущий в мир фантазии и домыслов  сюжет этой картины (см. фото ниже), что и породило желание узнать поближе, кто они – Поэты и, естественно, в развитие разрабатываемой темы, Художники великой Америки, страны, в которой мне посчастливилоcь  жить последние годы …

Не согласны? Вполне возможно, но тогда оспорьте мою «легенду» к этому сюжету. И разве не пробуждает  он желания увидеть и попытаться постичь,  хотя    бы   в    первом    приближении,   Американскую   Живопись, малознакомую   для  большинства  выходцев  из  Европы  —  людей  зрелого ( да и не только  зрелого! )   возраста.

Поэзия живёт своею жизнью, как Погода:                                                                                                                               

Она нас радует, порою раздражает.

Меняется она на протяженьи Года,

Но Непогоду все всегда ругают.

Подобнo Зеркалу Поэзия правдива:                                                                               

В ней отражение и Жизни, и Мечтаний,

Коль знаем мы, что  Зеркало – некриво

И что Поэты  были  с Дарованьем …

Поэзию от Прозы отличает —  Мелодичность. 

Наделена Поэзия особым духом.

В суждениях порой  Она  категорична:

Коль  Рифмы нет в строках,

                              Ритм  не уловишь …  ухом.

Влечёт Поэзия людей лишь  просвещённых:

Роднит Поэтов разных —  Красных, Белых, Чёрных,

В Америке живущих  мирно рядом.

Чему  как Граждане они безмерно рады.  

Поэзия Америки, увы, – весьма  конкретна,

И служат ей Поэты беззаветно.

Одно, наверняка, дано нам знать:

Дали старался нам Её … растолковать.

Copyright©ValeriyKogan.2012

                                                                                                                                                                               

Я решился рассмотреть вместе с Вами только несколько  «жемчужин» из Ранней Американской  Живописи, на примере   пяти   отдельных  полотен   выдающихся    художников  конца 19-го – начала 20-го веков.    Первым   из них  (см.фото ниже по  тексту,  в  порядке  упоминания)  представляю  Вашему вниманию творение Уинслоу Хомера (1836 -1910) с моим стихотворным комментарием …

 Понять, Кто прав из них:

                                                         Кто влево отклонился?

Ответ — непрост: осталось  лишь гадать …

Крик  птиц над  водной  бездной растворился.

Разгадка  в  нём для тех, кто смог его понять.

Поступков Суть познать  —  удел, увы, немногих.

Момента  Истины  мы видим лишь … Итоги.

Copyright©ValeriyKogan.2012


Удалось  ли   понять идею автора   и  в какой мере, не знаю, но старался по мере сил …

А теперь  обратимся к творчеству  удивительно темпераментного   Джона Сингера  Серджента (1856 – 1925).  Не вовлёк ли художник Вас в этот зажигательный  танец? Я, к слову, даже невольно изогнулся, подражая  прекрасной и чувственной танцовщице, увидев картину впервые …

Порыв бурлящей страсти не сдержать:

В Безумстве Танца нас чарует Обаянье …

О чувствах женщины непросто рассказать:

В изгибах тела спрятано Желанье

Любимой быть, рожать детей,

Но оставаться  в Танце, хоть, свободной …

Сумел наш Мастер Миг запечатлеть:

Искусство Танца — глубоко  …  народно.

Copyright©ValeriyKogan.2012                                                                                                                                                                                      

Думаю, что мне  удалось как-то  передать Вам  свои ощущения  в  стихотворной форме, доступной для осмысления, и  их сравнения  с  собственными ощущениями  каждого из Читателей …     Кто  из  нас   мог бы  похвастаться  знакомством с  творчеством  живописца   Альберта Бирштадта (1830 -1902), уроженца Германии, автора неповторимых ландшафтов Американского Запада? Увидев  их однажды, запоминаешь, как бы навсегда, удивительное ощущение собственного присутствия где-то рядом с изображённым, ну, например, за стволами группы  сосен у левого края  представленной ниже картины …

Пейзаж —  не райский, но Волшебное Творенье:

Обитель для Святых, где чудеса творят…

Не сыщешь в прозе слов к Восторга Проявленью:

В подобном случае лишь в рифму говорят.

Порою нехватает чувств, воспеть чтоб Красоту:

Кейборда  клавишу  опять давлю… не Ту.

 Copyright©ValeriyKogan.2012

Почти уверен, что  у  любителей  пернатых  на  слуху   имя   восторженного, всемирно  известного   знатока   живой  природы   и   автора   книги  «ПтицыАмерики» —  Джона   Джеймса    Аудобона  (1785 – 1851).   С   восторгом    я вглядывался в удивительные мгновенья (см. первое  фото  ниже по тексту), словно  вырванные метким глазом художника из реального живого мира … Запечатлеть эти мгновения с филигранной точностью, в ярких красках  на холсте, передав нам истинные  ощущения «остановленного Мгновения» … Дорогие Друзья, это трудно достоверно описать словами, а,  тем более, передать  в стихах. Но я, простите меня, попытался …

И, наконец,  обратимся  к  последнему  из  славной плеяды представляемых    Вам  пионеров  Американской   Живописи    –      Роберту Салмону (1775 -1845), страстному поклоннику  водной стихии (см. последнее фото), и,  позволю себе  такую  смелость, —  «американскому  предшественнику  Айвазовского».

Да: Выясненье Отношений,

Но сколько страсти в их Движеньях?

При разном поле  от рожденья,

Как мало общих  Намерений

Легко увидеть в этом Столкновеньи …

Вражду, губящую не птиц — людей:

При расхожденьи, просто, в  Мненьях,

Различий  в Расе  или Выборе … Идей.

Copyright©ValeriyKogan.2012 

Корабль, потрёпанный штормами, застыл

В тревожном ожидании … Леченья:

Он  много лет надёжным другом  был,

Но срок отведенный истёк: назрело … Обновленье.

Открылись течи и ослаб крепёж,

От скрипов- стонов стало невтерпёж.

Нужна замена такелажу, поизносились паруса …

Противится  ремонту лишь Стихия.

                                         В союзе с нею….. Небеса

Copyright©ValeriyKogan.2012

Надеюсь, что удалось, хотя бы частично,  справиться  с    поставленной автором  задачей: сделан  первый важный  шаг в  Вашем знакомстве с Ранней Американской  Живописью.

Tеперь дело за Вами, дорогие Читатели. Пожалуйста, попытатайтесь самостоятельно  Вглядеться  в  То из  Прекрасного, что до нас донесло Мастерство Творцов и … Время.

Удачи  Вам   и,  главное,   Доброжелательности  и   Желания : УВИДЕТЬ   и … ПОСТИЧЬ.