Запасы ресурсов и забытые технологии.

 

Запасы ресурсов и забытые технологии.

 

 

Чтобы были понятны возможности производства в России, приведу примеры по возможностям производства Вятского края.

Еще в 1930 году Комитетом по химизации народного хозяйства при Госплане СССР были определены запасы горючих сланцев Вятско-Ветлужского края в количестве 653 миллиардов тонн натурального сланца, что на тот период составляло 66,1% всех запасов СССР. Из этого количества 50%, или 3,26 миллиардов тонн относились на долю Вятского края. По предварительным анализам оказалось, что сланцы Кобринского района были богаче органическими веществами, чем шотландские и могут давать до 12% выхода смолы.

В 1932-1933 годах в нашей области, которая входила в то время в Нижегородский край, планировалось строительство следующих предприятий.

1. Фосфорно-туковый комбинат.

2. Сланцевый комбинат.

3. Торфококсохимический комбинат.

4. Канифольно-скипидарно-живичный завод.

5. Лесопромхимкомбинат.

 

Вот на лесопромышленный химический комбинат и хотелось бы обратить внимание читателей.

Неизменными спутниками обработки дерева являются отходы древесины, которые можно классифицировать следующим образом.

  1. 1.    По виду материала (кора, листья, хвоя).
  2. 2.    По размеру и форме (вершины, ветви, сучья, корни).
  3. 3.    По строению (свилеватость, сучковатость).
  4. 4.    По состоянию (короед, поражение грибами, травмированные).
  5. 5.    По обработке (опилки, рейки, горбыли, стружка и другие).
  6. 6.    По дефектам в изделиях (трещины, строение и прочие).
  7. 7.    По условиям работы (пни, обрезки и другие остатки).

 

Отходы эти по объему в несколько раз превышают количество древесного материала в конечных изделиях, чрезвычайно понижая коэффициент использования сырья:

— при валке и разделке леса на лесосеке остаются неиспользованными от 45-50% общей массы дерева;

— количество отходов при лесопилении колеблется от 27 до 32%;

— при дальнейшей обработке древесины (плотничьи и столярные работы) теряется от 35 до 45%.

 

Отсюда, общая потеря составляет от 75 до 85% леса, выросшего на лесосеке.

Наличие такого большого количества отходов властно выдвигало проблему развития лесохимической индустрии.

Вот перечень лесохимикатов, получаемых в то время из отходов:

— канифоль;

— терпентиновое масло;

— скипидар;

— формалин;

— уксусная кислота;

— натрий уксуснокислый;

— ацетон;

— ацетонистый спирт;

— этилацетат;

— амилацетат;

— кетоновое масло;

— флотационное масло;

— спирт этиловый;

— спирт метиловый;

— креозот древесный;

— камфора;

— вар и пек древесный;

— смола древесная;

— уголь древесный;

—         кокс древесный.

 

По методу Шоллера из одной тонны хвойных древесных отходов можно получить 240 литров этилового спирта. В Германии подсчитали, что спирт из опилок по методу Шоллера в 3 раза дешевле спирта, выработанного из любого другого сырья.

Оригинальность и своеобразная простота биохимических производств, в которых производственные процессы протекают при температурах близких к комнатной, весьма заманчивы для производителя.

Однако, в декабре 1934 года в Ленинграде был убит С.М. Киров. Кировский край был выделен из Нижегородского, а проекты эти до сих пор пыляться на полках архивов.

 

Хотелось бы напомнить одну забытую технологию, использующую

лесные отходы.

В Силезии, недалеко от Бреславля, находилось в 19 веке два замечательных заведения: фабрика, в которой иглы сосны обращали в род шерсти, и лечебница, в которой больных лечили ароматическими ваннами из хвойных вод, полученных при выделке сосновой шерсти. Оба эти заведения принадлежали Паневицу – изобретателю способа производства сосновой шерсти.

Калужский помещик Д.Н. Засецкий первым в России изучил в Силезии техпроцесс производства сосновой шерсти, а затем построил фабрику для ее производства.

Материалом для добывания лесной шерсти служит исключительно свежая сосновая хвоя, которая состоит из оболочки, способной раздираться на отдельные длинные волокна. Шерсть изготовляли исключительно из этой оболочки. При производстве шерсти получают ценные побочные продукты – эфирное масло и экстракты.

В СССР  промышленным производством сосновой шерсти занимались до Великой Отечественной войны. Работало несколько фабрик. Сейчас эта технология забыта, а зря.

До революции сосновую шерсть успешно использовали в мягкой мебели для набивки матрасов и подушек. Если сейчас возродить это производство, то наши производители мягкой мебели смогут успешно конкурировать на зарубежных рынках, производя экологически чистую мягкую мебель.

 

По данным на 1883 год Вятская губерния, благодаря дешевизне рабочих рук и обилию лесов, из которых в громадных количествах получали великолепные и дешевые материалы для дубления кожи, уже давно славилась кожевенным производством. Кроме 106 крупных кожевенных заводов, выделывавших различного товара на сумму 4.000.000 руб., в Вятском и Слободском уездах работало до 875 кустарей, занимающихся дублением кожи. Вятские кожевенники перерабатывали в кожевенный товар сырые кожи лошадей, рогатого скота и оленей. Они изготовляли черную и белую юфть, подошвенную кожу, опоек, замшу и другие виды изделий. В губернии насчитывалось до 1200 скорняков, выделывавших, главным образом, овчины, а также беличьи и оленьи шкуры. Центром скорняжного производства в Вятском уезде считались деревни Церковная и Порошино Пластининской волости, где насчитывалось до 420 скорняков, а в Слободском уезде село Высокое и деревня Быковская Стуловской волости с 223 кустарями.

Эти кустари шили в год:

 — до 20.000 полушубков;

 — до 15.300 шубок;

 — до 9200 шуб;

  — до 1000 детских шубок;

 —  до 30.000 пар  рукавиц.

 Рабочие на больших скорняжных заводах получали до 10 руб. в месяц на хозяйских харчах, т.е. при бесплатном питании. Это был немалый заработок. Помощник мастера на Путиловском заводе Петербурга в то время получал 12 рублей в месяц.

В общем, скорняжное производство в 1883 году находилось в цветущем состоянии и давало кустарям настолько выгодный заработок, что многие из них расширяли свое производство.

Отмечу еще один факт. Все помнят кожаные куртки чекистов времен Гражданской войны. Так вот, шили их эти кустари Вятского и Слободского уездов Вятской губернии. Когда московские руководители ВЧК задали вопрос о том, сколько могут наши кустари сшить таких курток, то им ответили: «Сколько кожи поставите, столько и сошьем». В результате Гражданской войны снабжение кустарей сырьем было нарушено.

И это только малая часть того, что производил наш край в прошлом из возобновляемых ресурсов.

 

 

Александр Рашковский, краевед 25 января 2013 года.