Эксклюзивные книги

Что значили раньше книги для советского человека? Это были символы интеллигентности человека. Приходя в гости, прежде всего смотрели библиотеку хозяев. И по ней можно было составить представление о людях, их образованности, их интересах, их достатке и возможностях. Люди, приближенные к власти и «кормушке», могли пользоваться книжными распределителями, где, подобно цековским буфетам, можно было приобрести дефицит. Только не микояновскую колбасу и судака, а «Литературные памятники» или «Библиотеку поэта». За одним абонементом в книжный распределитель выстраивались очереди из родственников и сослуживцев счастливчика. Сначала он отбирал себе книги, потом из оставшихся выбирал себе его ближайший соратник или друг, потом из оставшегося что-то находили себе более отдаленные родственники и коллеги.

Истинно богатые люди в советское время – те, кто «сидел на дефиците», работники торговли и сферы услуг – долгое время книгами не очень интересовались. Сами не читали и не видели в книгах никакой ценности. Но постепенно им стало мало обставить свою квартиру дефицитной импортной мебелью, поставить в ванной и туалете импортную сантехнику, повесить импортные дефицитные люстры. Для интерьера квартиры нужно было чем-то заполнить и книжные полки и книжные шкафы – тоже дефицитные. И тут эти люди, разбирающиеся в сравнительной ценности материальных вещей, столкнулись с тем, что не знают, какие книги им выбрать. Но их природный нюх и способность получать информацию от разных людей быстро выправили ситуацию. И они очень споро установили контакты с коллегами из «Академкниги» и других книжных торговых точек. И скоро книжный дефицит вместо квартир обедневших чиновников и бывших партийных функционеров, потек в квартиры новой «буржуазии». У них стояли на полках собрания сочинений Достоевского и Чехова, которые по подписке распространялись через «Академкнигу». И новинки книг по истории, искусству, философии – все было у них.

Вряд ли они читали эти книги, хотя, возможно, на их детей наличие книг в доме повлияло положительно.

Потом были разные переходные времена, кризисы и катаклизмы – и книги оказались снова никому не нужны. Они перестали быть дефицитом, их можно купить на любом углу, поэтому для «торговой буржуазии» они потеряли интерес. А простые люди не могли себе позволить тратить много денег на книги.

Сейчас книги опять в цене. Стало престижно держать у себя эксклюзивные книги и антикварные книги. И богатых людей цены не смущают. Например, два тома «История еврейского народа» (тома 1 и 11 комплект) стоят в магазине liderknig.ru 75 тысяч рублей. А «История человечества»», Санкт-Петербург 1904г., девять томов, стоят аж 132 тысячи рублей.

Что удивляться, когда и современные книги иной раз продаются по тысяче и больше долларов. Так и хочется сказать: «О времена, о нравы».

6 комментариев для “Эксклюзивные книги

  1. Сейчас, когда весь «эксклюзив» в компьютере, изменился характер эксклюзива. В принципе, эксклюзивно то, чего нет в Интернете. О раритетах, естественно, не говорю. Например, дочки моего знакомого, студентки пединститута, не могли найти в Интернете полный текст книги Гофмана «Похождения кота Мура». «Эксклюзив» оказался у меня.

  2. Не знаю. В «эксклюзивной» книге (если это не букинистический раритет, а нечто свежее) есть что-то от часов ценой эдак за 100 тысяч долларов. Функционально — не нужнo. Taк, символ могущества/преуспеяния. Вот картины, скажем — вещь уникальная. А в книге, если она не букинистическая редкость, уникален только переплет.

    1. Э-э-э, Борис Маркович, функционально и любовь не нужна — для воспроизводства достаточно основного инстинкта.

      1. Кстати, о любви — наша дочка, когда была маленькой, считала, что первый признак любимой куклы — это ее замусоленность 🙂
        По-моему, нечто в этом духе можно сказать и о книгах.

  3. Мне кажется, что когда престижным становится держать у себя эксклюзивные книги и антикварные вещи — это не самые плохие нравы. Ну да, они дорогие. Но что же в этом особенного или плохого?

  4. Платим не за вещи, а за удовольствие от них. Кто-то за хорошую красивую современную книгу, кто-то за раритет на коричневой бумаге со щепками, кто-то за собственно написанное в книге… И потом — дорого или не дорого определяется не самой цифрой, а тем, какую долю имеющегося в кармане она составляет — в этом смысле 1000 долларов может оказаться меньше пары сотен рублей. Так что не вижу ничего особенного ни во временах, ни в нравах — всегда так было и далеко не только с книгами.

Обсуждение закрыто.