Вот знаменитая первая фраза: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему».
А ведь это не так. Счастье у разных счастливых семей разное, и друг на друга они не похожи. То, что одни считают счастливой семейной жизнью, другие сочтут тоскливым сосуществованием, третьи унизительным нищенством, четвертые — несчастьем из-за количества детей.
Этот музыкальный зачин, так плавно переходящий в последующее описание, не дает читателю задуматься. Он вроде бы результат глубокой работы мысли, а на самом деле — поверхностный и нужен только как литературный бантик.
Говоря, что «каждая несчастливая семья несчастлива по-своему», Толстой несколько себе противоречит, потому что далее показывает как раз типичную несчастливость в семейной жизни. Ведь ничего уникального в отношениях Долли и Степана Аркадьича нет, и в том числе в том, кто в этой ситуации по-настоящему страдает, а кто переживает ее как досадную неприятность.
Перечитываю фразу опять, а она — завораживает.
Фраза, по-моему, хороша и точна, если учесть «кочки зрения». Счастливые семьи со стороны кажутся похожими, несчастные же переживают собственную несчастность по-разному.
Вот в этом и сила этой фразы: в ее завораживающей музыкальности. Допустим Вам нравится какая-то песня, но она нравится Вам в целом. Разобранная же на фразы, каждая из этих фраз иногда просто бессмысленна.
Интересная мысль. Фраза настолько растиражирована, что мы перестаем воспринимать ее смысл — это просто клише, которое принимается целиком, как иероглиф ?