Из архивной мозаики. Выпуск пятнадцатый

Из архивной мозаики. Выпуск пятнадцатый.

 

Из докладной записки начальника Вятского ОГПУ Тарашкевича секретарю Вятского горкома партии Фишеру от 22 марта 1931 года.

«Распоряжением ПП Нижегородского ОГПУ на меня возложено руководство работой по переотправке высылаемого кулачества из пределов СЕКТОРА и организация погрузочных пунктов.

Для проведения этой операции необходимо:

  1. 1.      Предоставить в мое распоряжение отделение железнодорожной школы на станции Вятка-2 вблизи железнодорожной линии на 3 суток, чтобы в данном помещении были изолированы до момента переотправки 300 человек кулаков.

Для питания высылаемых кулаков и их семейств не позднее 25 марта забросить в указанную школу продовольствие:

—          черного хлеба на 200 человек по 200 граммов на день на человека;

—          из расчета на 3 дня – 90 кг рыбы для варки похлебки по 100 граммов на человека;

—          27 кг гречневой крупы для заправки;

—          10 кг соли.

Для питания малолетних детей:

—          половину белой булки в день на каждого на 150 человек;

—          сахара по 20 г на день;

—          чаю (на всех высылаемых) 600 г на 3 дня».

(ГАСПИКО, ф.100, оп.1, д.68, л.11-12).

Из совершенно секретной инструкции уполномоченного Вятского городского совета для проведения операции выселения кулаков.

«Пункт 18. Семье высылаемых оставляется денег не более 500 рублей. Все сберкнижки, облигации и векселя отбираются.

Конфискации подлежит все движимое и недвижимое имущество.

Высылаемые,  обязаны взять с собой:

—         муку и продовольствие не менее, чем на 2 месяца;

—         топоры, лопаты, пилы и другой инструмент для трудоспособных членов семьи;

—         теплую одежду и обувь;

—         самые необходимые вещи домашнего обихода.

Общее количество вещей на одну семью не более 30 пудов в мягкой таре.

Топоры, лопаты, пилы и другой инструмент должны находиться в отдельном месте и высылаются вперед.

Выселению подлежит вся семья, за исключением дряхлых и больных стариков, которым надлежит перебраться на жительство к кому-нибудь из родственников.

В случае болезни малолетнего ребенка с ним остается мать, которая может оставить с собой других малолетних».

(ГАСПИКО, ф.100, оп.1, д.68, л.17-21).

Из протоколов заседаний особой тройки при городском райкоме партии Вятки по выселению кулацких хозяйств из Вятского района от 23-25 июля 1931 года.

«Исключить из списков выселяемых Анну Ильиничну Машковцеву из деревни Бережане Нелюбинского сельсовета, в связи с тем, что в ее семье двое детей-эпилептиков».

(ГАСПИКО, ф.100, оп.1, д.68, л.30-37).

Это единственная женщина, которой разрешили остаться, а выселено, только за эти два дня, было 163 семьи, а семьи тогда были большие.

 

 

Секретный циркуляр ЦКК-РКИ от мая 1932 года о взаимодействии комиссий с судебно-следственными органами. Особо отмечена необходимость тщательного контроля всех следственных дел по отношению к членам партии.

(ГАСПИКО, ф.99, оп.5, д.5, л.18).

 

Секретный циркуляр ЦКК-РКИ от 23 мая 1933 года №3751с «Об упорядочении арестов».

(ГАСПИКО, ф.99, оп.5, д.5, л.105-106).

Секретное циркулярное письмо ЦКК-РКИ от 4 октября 1933 года за подписью Емельяна Ярославского с упоминанием секретного справочника аннулированных партийных билетов.

(ГАСПИКО, ф.99, оп.5, д.5, л.112).

 

Из письма Вятского ОГПУ в РКИ от 10 января 1933 года.

«По имеющимся у нас данным, в конце декабря 1932 года на склад №17 Кожснабсбыта поступило 2 шубы венгерки по цене 154=11 руб. Одну из них забрал исполнитель по обуви Нижегородской конторы гражданин Воронков (видимо член партии – А.Р.) без оплаты стоимости».

(ГАСПИКО, ф.99, оп.5, д.13, л.6).

Из письма Вятского ОГПУ в РКИ от 15 января 1933 года.

«По имеющимся у нас сведениям, на заводе №1 со стороны главного механика Кашменского и заведующего производством Меньшенина  уже более трех месяцев не проводится в жизнь распоряжение директора завода В.З. Бабинцева об установке пилы для распиловки бревен

 (ГАСПИКО, ф.99, оп.5, д.13, л.7).

Сообщение показывает насколько вся жизнь и работа в стране контролировались ОГПУ.

 

Письмо Вятского ОГПУ в РКИ от 20 января 1933 года.

«По имеющимся у нас данным, в артели им. 12 лет Октября Вязовского сельсовета творятся безобразия, направленные на полный развал колхоза. Председатель артели Василий Степанович Бздюлев, вместо руководства колхозом, занимается систематическим пьянством (раньше  эта фамилия была довольно распространенной в нашем крае, так как неподалеку от областного центра была деревня Бздюли, но, на сегодняшний день, ввиду неблагозвучности, фамилия практически не встречается – А.Р). В первых числах января, не предупредив никого из членов правления, он самовольно уехал в Ленинград торговать валенками». (ГАСПИКО, ф.99, оп.5, д.13, л.10).

 

Из письма Вятского ОГПУ в РКИ от 15 февраля 1933 года

о нарушении конторы Лесрабкоопа % наценки за товары для членов пайщиков:

—          по рыбе 52% вместо 27,5%;

—          по сапогам 42% вместо 12%;

—          по хлопчатобумажным тканям 11,2% вместо 4,5%.

(ГАСПИКО, ф.99, оп.5, д.13, л.22-23).

 

Из сообщения Вятского ОГПУ от 8 февраля 1933 года.

«По нашим данным, систематические задержками зарплаты и повышение цен вызывают   среди рабочих лесозавода №1 им. Степана Халтурина следующие суждения.

«Советская власть за работу гроши дает, да и то не вовремя. Если так будет дальше, то все подохнут с голода».

«Советская власть с мужика кожу содрала, а теперь добралась и до рабочих».

«Не жизнь, а жестянка. Цены на обеды дорогие, а подсобные рабочие получают в день 1=60 руб. Этого им не хватает не только для семьи, но даже для себя. Ходят по деревням и собирают хлеб».

«Директор завода Вотинцев, игнорируя решения партии, говорит, что если всех увольнять, то некому будет работать».

(ГАСПИКО, ф.99, оп.5, д.13, л.27-28).

 

Письмо прокурора Вятки от 21 марта 1934 года о прекращении дела по Максиму Алексеевичу Корчемкину, члену партии с 1904 года, председателю президиума правления Вятлесхимсоюза.

(ГАСПИКО, ф.99, оп.5, д.51, л.1).

Из заявления гражданки Александры Ивановны Фоминых на М.А. Корчемкина от 1 января 1934 года.

«Когда Корчемкин был военным комиссаром в Бурмакино, то использовал заключенных и дезертиров для постройки собственного дома».

(ГАСПИКО, ф.99, оп.5, д.51, л.7).

 

Список недоброкачественной литературы, снятой с распространения Кировским краевым библиотечным коллектором за 1935 год, в том числе:

—         Сергеев-Ценский «Маяк».

—         Сергеев-Ценский «Зауряд Полк».

—         Борис Житков «Виктор Вавич».

—         Борис Житков «Рассказы о животных».

(ГАСПИКО, ф.1255, оп.1, д.570, л.73-74).

 

Указ Московской патриархии от 11 сентября 1935 года о вредности сочинений профессора Русского Богословского института в Париже С.Н. Булгакова, в особенности «Учения о Софии».

(ГАКО, ф. Р-237, оп.77, д.1 , л.301-317).

Видимо эти книги как-то попадали в СССР из Франции даже в те годы.

 

Докладная записка о выполнении Постановления ЦИК СССР о библиотечном деле (очень интересно, что за 1935 год  в области было открыто дополнительно шесть детских библиотек).

(ГАСПИКО, ф.1255, оп.1, д.571, л.31-37).

Интересно, что в 1935 году в области было открыто дополнительно шесть детских библиотек.

 

Письмо в крайком ВКП(б) от прокурора края об уголовных делах на библиотечных работников (в основном за утерю книг Троцкого и Зиновьева)

(ГАСПИКО, ф.1255, оп.1, д.571, л.165).

 

Выписки из материалов райкомов партии Кировского края за 1935 год по проработке закрытого письма ЦК партии «Об уроках событий, связанных с убийством С.М. Кирова».

  1. Мурашинский район.

«Ученик Верхокамской неполной средней школы комсомолец Чичерин говорил среди учеников: «Скоро ли перебьют всех членов Политбюро и построят ли они – коммунисты – в 20-й пятилетке социализм?».

«Ученики Боровицкой неполной средней школы Чуланов и Шалагинов протаскивали среди учащихся контрреволюционные анекдоты, а коммунисты-педагоги Ромашков и Киселев об этом знали, но никаких мер не приняли».

 

  1. Верхошижемский район.

«В лесохимическом техникуме студенты выбрасывали лозунг «Дайте свободу слова и печати!». В материалах райкома нет указания, были ли среди учащихся комсомольцы, но очевидно, что до проработки письма комсомольская организация техникума никак на это не прореагировала»,

«Вершинин, председатель сельсовета, заявил, что если выполним финансовый план, то от колхоза ничего не останется».

 

  1. Омутнинский район.

«Комсомолец Вараксин, сын члена партии Вараксиной, связался с контрреволюционной террористической организацией, однако с какой организацией указано не было. Не было указано и в чем состояла террористическая деятельность (похоже, что Вараксина обвинили голословно, что тогда было в порядке вещей – А.Р.)».

 

  1. Советский район.

«Комсомолец Бердников сказал: «Кирова убили из-за женщины» (видимо уже тогда слухи об этом доходили даже до районов края – А.Р.)».

 

  1. Сунской район.

«Еще в 1933 году у учащихся Татауровской школы имелись фашистские значки. Молодежь организаций потребительского союза читает нелегальную литературу, но какую сказано не было».

 

  1. Кировский горком комсомола.

«Студентка ветзооинститута Белослудцева, комсомолка, пела в общежитии Интернационал в похабной переделке (интересно бы сегодня посмотреть эту переделку, лично мне никогда не попадалась – А.Р.)».

«Комсомолка Гребенева рассказывала контрреволюционные анекдоты».

«В артели «Север» комсомольцы Зубарев и Тихомиров, под влиянием высланного троцкиста Иванова, вышли из организации, а бывший комсомолец Зубарев написал объявление: «Кто придет на собрание, дадут поллитра водки».

«Комсомолец Румянцев со спичечной фабрики «Красная звезда» на занятиях партийной школы стремился протащить теорию Троцкого о невозможности построения социализма в одной стране».

 

  1. Кикнурский район.

«Райком комсомола выдал некому Гордееву комсомольский билет и направил его на работу в Госбанк. Гордеев же никогда не был комсомольцем, а оказался вором и растратчиком».

 

  1. Кайский район.

«В прениях говорили о слабости работы НКВД, где приводили в пример убийство судьи в этом районе, которое до сих пор не раскрыто».

 

  1. Котельнический район.

«Заведующий паспортным столом, член партии Вуколов снабдил паспортом своего брата, лишенца».

 

  1. Малмыжский район.

«Товарищ Соснин отметил, что НКВД за месяц до убийства знало о готовящемся покушении на Кирова, но мер не приняло».

«Начальник районного отдела НКВД сказал, что среди отдельных чуждых элементов имелось суждение: «Надо бы еще кого-нибудь стукнуть, тогда бы хлеба было больше и жилось получше».

 

  1. Слободской район.

«Курсантка совпартшколы Потапова заявляла: «На что нам газеты, когда они врут».

«На спичечной фабрике «Якорь» работает троцкист Кропотов сбежавший с Дальнего Востока».

 

  1. Котельнический район.

«В больнице работают врачи Аншин, в прошлом активный меньшевик, и Князев, сын крупного торговца и промышленника».

 

  1. Кировский горком партии.

«На комбинате политехнического оборудования работал Гайда, бывший владелец кустарного производства, который говорил: «Советские деньги – это не деньги». Однако, администрация комбината, после его увольнения, дает ему работу на дом (видимо был грамотным специалистом, а их тогда было немного – А.Р.)».

«Тихвинский, диспетчер комбината, сын архирея. Кашменский, прораб комбината, бывший работник издательства «Русское слово».

«Долматов, преподаватель ветзоотехникума, сын эксплуататора исключен из партии, но продолжает читать лекции по историческому материализму».

«Начальник отдела мясокомбината – бывший торговец».

«Иванов из артели «Север» нарисовал портрет Сталина в виде белого офицера».

«Работник Госбанка Селенкин, выступая на семинаре пропагандистов, заявил, что Красная Армия, как и все армии, разрушает производительные силы страны».

 

  1. Кировский райком.

«Пономарев, специалист по землеустройству, бывший комиссар правительства Керенского в городе Яранске».

«Заводская, педагог Осиновской школы, была на службе у белогвардейцев».

Чубаров, директор спиртоводочного завода, заявил, что все бывшие белогвардейцы на заводе работают хорошо и влияния на рабочих не оказывают».

 

  1. Оричевский район.

«Пензенцев, член партии, в частной беседе с беспартийными, рассуждал о том, что, мол, Зиновьев не виноват в убийстве Кирова».

(ГАСПИКО, ф.1255, оп.1, д.194, л.151-173).

 

Александр Рашковский, краевед, 2 декабря 2012 года.

 

 

 

 
 

  
 Гугл Плей Маркет