Из архивной мозаики. Выпуск тринадцатый

Из архивной мозаики. Выпуск тринадцатый.

 

Из письма уполномоченного ОГПУ по Уржумскому уезду от 27 декабря 1927 года.

«Председатель правления Решетниковского потребительского общества Шурминской волости систематически пьянствует. По вопросу о военной опасности он говорит, что скоро будет война, Россию поделят, а земли, фабрики и заводы вернут старым владельцам».

(ГАСПИКО, ф.12, оп.10, д.3, л.1).

 

Из информационных сводок Уржумского ОГПУ за 1927- 1928 годы.

«Из-за нехватки посуды бывают такие явления, что крестьянин, купив водку, выходит из лавки и тут же ее раскупоривает (путем удара руки в дно бутылки), выпивает и с порожней посудой возвращается в лавку, чтобы сдать бутылку».

«В школе, в последнее время очень развилось хищение учащимися инструментов, которые теряются даже из-под замка».

«В Уржумской народной больнице в помещении для больных  с наступлением зимы стоит холод, хотя запасы дров имеются и в помещении для обслуживающего персонала тепло. Это подмечается больными, как невнимательное отношение к ним. Пища для больных приготовляется грязно. Бывали случаи, когда больные, получив кашу, находили в ней нечистоты (испражнения мышей). В родильном отделении со стороны медперсонала проявляется халатность, в результате чего был случай убийства одного родившегося ребенка, который по недосмотру служащих упал со стола. В отношении убийства ребенка дано задание детально осветить этот вопрос».

«Фельдшер медицинского участка в селе Русский Турек Федяков занимается взяточничеством. Приходя к больному, он, прежде всего, спрашивает нет ли у  хозяев сена для его коровы и продуктов, и, только получив положительный ответ, приступает к осмотру больного».

«В ряде селений Шурминской волости у крестьян заметно большое стремление к разведению породистого скота. В данный момент уже имеются хозяйства с 5-6 головами скота. Крестьяне, преимущественно, выкармливают породистых лошадей (рысаков). Не менее успешно развивается свиноводство».

«Поп села Петровское Курочкин, заходя в местную кооперацию, жалуется, что ему не отпускают сахару и крупчатки, а в потребительское общество не принимают».

«В деревне Дубровы Сердежской волости один из работников Госпароходства по имени Алексей, который служит лоцманом, говорит, что все заводы Урала будто бы сданы в концессию Англии».

«Один гражданин из деревни Шорино Уржумской волости, бывая в селе Русский Турек и встречаясь там с учительством и молодежью, старается настроить их против советской власти, путем декламирования собственных стихов, в которых он критикует и осмеивает власть. Дано собрать исчерпывающий материал».

«Заведующий Уржумским отделом народного образования, член партии Бабкин в частном разговоре с одним из учителей говорил, что выступления оппозиционеров не имеют себе равных по силе убеждения, а тезисы оппозиции недооценены партией».

«В Уржумской народной больнице над мужской палатой устроена столярная мастерская, которая работает с раннего утра до поздней ночи. Визг пил, стук топоров и пение мастеров не дают больным покоя».

«По деревням Лебяжской волости, в течение последних двух недель, носят иконы с Белой речки из города Уржума. Их принимают около 90% крестьянских хозяйств».

«В конце декабря 1927 года в лавку Петровского потребительского общества Сердежской волости зашел выпивший гражданин деревни Суворово Евстигней Осипович Курбатов и сказал, что Ленин умер, а Троцкий жив. Да здравствует троцкизм!».

«17 января 1928 года в избе-читальне села Русский Турек устраивался маскарад, на который явилась маска «Мешок» с надписью «Покупаю овес по 90 копеек, а сдаю по 70 копеек». Это ходячая реклама против хлебозаготовок».

«Гражданин деревни Большой Перевоз Сердежской волости Яков Васильевич Жуйков в беседе со знакомыми говорил: «Куда годится советская власть, когда ничего нет, можно только вино пить. Жить становится все хуже и хуже. Теперь вот мыла не дают, а говорят,  борись с болезнями. Ребят мыть нечем, одеть не во что. Доведет скоро власть нашего брата до петли. Раньше жилось лучше».

«В деревне Собакино Уржумской волости наиболее развитые середняки говорят, что советская власть поздно начала преследовать самогонщиков, а в деревне многие так пропились, что  оставили свои семьи без куска хлеба – все изварили на самогонку».

(ГАСПИКО, ф.12, оп.10, д.3, л.7, 9, 11, 17, 19, 25, 34, 39, 51, 59, 61).

 

Из циркуляра ЦК партии за подписью секретаря ЦК В.М. Молотова от 9 февраля 1927 года №9050с о разработке местных архивных фондов.

«Дело разработки архивных фондов требует чрезвычайной осторожности. Поэтому лица, посылаемые в архивы, должны быть тщательно проверены, а посылать в архивы надо исключительно членов партии».

(ГАСПИКО, ф.1, оп.2, д.395 , л.89).

 

Постановление ЦК партии о сектантстве, высланное в Вятскую губернию письмом от 16 мая 1927 года №11050с. Этим письмом предлагалось все религиозные конфессии взять под полный контроль.

(ГАСПИКО, ф.1, оп.2, д.395 , л.93-94).

 

Из письма заведующего информационным отделом ЦК Рошаля от 11 июня 1927 года.

«Предлагаем принять меры по полному и систематическому информированию ЦК о настроениях рабочих и крестьян, используя для этого материалы парткомов, профсоюзов, ОГПУ, записки, подаваемые на собраниях, неопубликованные письма рабселькоров и другие материалы».

(ГАСПИКО, ф.1, оп.2, д.395, л.103).

 

Из письма заместителя заведующего Института истории партии В. Васильевского от 9 июля 1927 №12051с.

«В записках Северо-Двинского общества (выпуск 3 – 1926 год) напечатана статья тов. Глебова под заглавием «Административная политическая ссылка в Северо-Двинскую губернию за время с 1905 по 1912 год». В этой статье опубликованы сведения охранки и другие секретные материалы. Печатание списков секретных сотрудников или характеристик отдельных провокаторов может привести к срыву работы наших оперативных органов».

(ГАСПИКО, ф.1, оп.2, д.395, л.109).

Васильевского, как об очень толкового секретаря В.М. Молотова, упоминает Борис Бажанов, помощник Сталина, в своей известной  книге, причем Сталин направил своего самого доверенного помощника И.П. Товстуху в Институт Ленина, а Молотов своего лучшего помощника в Институт истории партии. Они и обеспечивали их компроматом на оппозицию. К сожалению, пока мне не удалось добраться до этого журнала, но, наверняка, там были напечатаны какие-то материалы о Сталине, который был в ссылке в Сольвычегодске. Большевики как огня боялись опубликований о провокаторах, так как многие из них в прошлом сотрудничали с охранкой.

 

Директивное письмо ЦК партии от 16 октября 1927 года №14223с за подписью И.В. Сталина о всемерном развитии экспорта.

(ГАСПИКО, ф.1, оп.2, д.395, л.123).

Любопытно, что это не единственное письмо по вопросам экспорта и  все такие письма шли только за подписью Сталина. Письма написаны очень четко и толково. Видимо Сталин в то время лично курировал вопросы экспорта.

 

Из переписки уполномоченного Истпарта по Уржумскому уезду за 1926-1927 годы.

«Нужно ли вносить в хронику уезда такие события, как отдельные беспорядки в волостях на почве продовольственного вопроса между продотрядами и крестьянством, а, также, такие события как арест членов уездного исполкома и уездного комитета партии Московской ЧК, а затем арест этой комиссии местными властями. А судебный процесс и расстрел Председателя уездного комитета партии т. Евстафьева и т.п.

В уездном архиве найдено дело с копиями документов по ограблению степановцами Уржумского банка, из которого очень хорошо видно как происходил этот переворот. Подлинники этих документов увезены тов. Солоницыным в Вятку. Из документов видно, что Степановский переворот произведен не местными силами, а силами Московского продовольственного полка, а затем уже к нему присоединилась часть местных офицеров.

(ГАСПИКО, ф.12, оп.8, д.59, л.20, 27-28).

 

Дьякон церкви села Атары Лебяжской волости Уржумского уезда Григорий Прохорович Домрачев , 56 лет, работавший ранее учителем, враждебно относится к советской власти. Он говорит, что житье очень плохое, но авось будет война, советскую власть сшибут и тогда опять заживем. Домрачев интересуется всеми газетами, но всегда старается извратить публикацию при передаче ее крестьянам. Домрачев  взят под наблюдение.

(ГАСПИКО, ф.12, оп.9, д.8, л.173).

В ряде волостей Уржумского уезда началась эпидемия брюшного тифа. Все больницы переполнены и кормят в них плохо.

(ГАСПИКО, ф.12, оп.9, д.8, л.174).

В Лебедевской школе 1 ступени Уржумской волости 142 учащихся и всего 2 школьных работника, что, безусловно, не дает возможности вести правильные занятия.

(ГАСПИКО, ф.12, оп.9, д.8, л.177).

О распрях в школе 1 ступени имени Тургенева города Уржума.

(ГАСПИКО, ф.12, оп.9, д.8, л.178).

В связи со слухами о войне торгаши меняют бумажные деньги на серебро.

(ГАСПИКО, ф.12, оп.9, д.8, л.180).

Крестьянин деревни Софроново Кокшинской волости говорил, что крестьянство не пойдет за рабочим классом. Рабочий получает жалование, а работает плохо. Крестьянин работает по 18 часов и ничего не получает. Цена на хлеб низка, а товары дороги. Это говорил Иван Степанович Бахтин.

(ГАСПИКО, ф.12, оп.9, д.8, л.181).

В связи с разрешением производства самогона для личного потребления, хулиганство в деревне принимает даже формы политического характера. В селе Шурма в последнее время очень развилось шинкарство. Вино с надбавкой по 15-20 копеек с бутылки продается открыто.

(ГАСПИКО, ф.12, оп.9, д.8, л.190).

Письмо уполномоченного ОГПУ по Уржумскому уезду от 5 ноября 1927 года о том, что среди воспитанников Уржумского детского дома и Некрасовской школы очень развито воровство.

(ГАСПИКО, ф.12, оп.9, д.8, л.223).

7 ноября 1927 года дьякон Лебяжской церкви ходил по деревням за сбором. Проходя деревней Дуброво, он заходил в дома граждан и просил закуски и выпивки, так что к вечеру основательно напился. На замечания в свой адрес он ответил, что сам старый коммунист и никого не боится, е..т всех правителей и посылает их всех к е..й матери.

(ГАСПИКО, ф.12, оп.9, д.8, л.230).

На территории Уржумского уезда имеется всего один склад Нефтесиндиката в селе Русский Турек. Торговля склада выражается в снабжении населения нефтепродуктами (керосин, нефть, смазки) через кооперацию.

(ГАСПИКО, ф.12, оп.9, д.8, л.233).

Гражданка Пономарева, жена преподавателя Уржумского педагогического техникума, в разговоре с гражданином Козловым сказала ему, что нынче летом они собирались переехать в Москву. Однако, муж съездил туда и узнал, что там ежедневно пропадает много маленьких детей. Их ловят жиды и режут для мацы, приготовляя  мацу  из детской крови. Причем гражданка Пономарева говорила, что эти данные публикуются в газетах.

(ГАСПИКО, ф.12, оп.9, д.8, л.255).

Ясно, что кто-то специально запускал такие слухи. Готовили общественное мнение против оппозиции. Дело Бейлиса было уже забыто, как, впрочем, и мултанское дело. Основная масса населения об этих делах и слыхом не слыхивала. Вот партийные идеологи и запустили вновь эту чудовищную ложь, видимо, не поставив даже в известность ОГПУ, как это они нередко делали. Самое удивительное, что эта чудовищная ложь продолжает жить в нашей современной псевдоисторической литературе, и никто не предъявляет к авторам никаких претензий.

 

Александр Рашковский, краевед, 26 ноября 2012 года.