Из архивной мозаики. Выпуск девятый

Из архивной мозаики. Выпуск девятый.

 

Из циркуляра Вятской губернской Чрезвычайной тройки по изъятию ценностей от 23 января 1922 года (совершенно секретно).

«На основании распоряжения Предреввоенсовета Республики, Заместителя Председателя ВЧК и Наркома внутренних дел от 14 января 1922 года №431 Губернская Чрезвычайная тройка по изъятию ценностей предлагает Вам под персональную ответственность в течение 24 часов с момента получения настоящего циркуляра предоставить Завгубфину секретным пакетом сведения об имеющихся в учреждении, подведомственном Вам ценностях:

—         Металлические изделия;

—         Монеты;

—         Слитки;

—         Драгоценные камни;

—         Кредитные билеты;

—         Расчетные знаки, в том числе ветхие и суррогатные;

—         Процентные бумаги;

—         Иностранная валюта.

Независимо от предоставления вышеупомянутых сведений, предлагается в трехдневный срок представить имеющиеся ценности в Губернский финансовый отдел, причем выполнение настоящего циркуляра предлагается производить исключительно по вечерам».

(ГАСПИКО, ф.98, оп.1, д.79, л.1).

 

Из сводки Вятской губернии в НКВД с 1 января по 1 апреля 1922 года.

«Когда органы власти приступили к изъятию церковных ценностей, то это мероприятие вызвало в народе много толков, искажающих истинные (!?) намерения властей. Одним из наиболее распространенных ходячих толков является убеждение, что драгоценности будут использованы коммунистами в своих личных интересах, а не на дело помощи голодающим».

«Служители иудейской синагоги и мусульманской мечети первые явились в Вятский губернский исполком с просьбой о немедленном изъятии ценностей».

«В селе Петровском Уржумского уезда избит председатель волисполкома Комлев, командированный для изъятия церковных ценностей, по ложному убеждению темных масс о посягательстве власти на святыни храма. Арестовано 15 человек. ГПУ ведет следствие».

«Полный развал наблюдается в деятельности советских аптек. Весь зимний период аптека города Орлова не отапливалась. Паровой аппарат для приготовления отваров не работал».

Рапорт священника села Колобова Василия Шамшурина  отцу благочинному 1-го округа Нолинского уезда протоирею Павлу Кленовицкому от марта 1922 года.

«25 марта сего года по старому стилю раскольники австрийского священства, проживающие в селе Слудка Нолинского уезда, путем насилия захватили Слудскую единоверческую церковь. В захвате церкви им было оказано полное содействие председателем исполкома Матанцевым и членом исполкома, членом общества старообрядцев, Ожеговым. Ожегов покушался на передачу Слудской церкви еще 4 февраля, но этот его план тогда не удался.

Теперь же, председатель исполкома Матанцев вызвал старосту Слудской церкви и объявил ему, что церковь по Постановлению Народного судьи передана старообрядческому обществу, отобрал ключи от церкви заявил, что в случае сопротивления староста будет арестован. При проверке оказалось, что никакого Постановления Народного судьи не было».

(ГАКО, ф. Р-258, оп.1, д.44, л.5 и  ф. Р-876, оп.2, д.74).

 

Из письма уполномоченного ГПУ по Уржумскому уезду от марта 1922 года.

«Сообщаю, что Политбюро, как орган ВЧК, ликвидирован, а взамен создан аппарат уполномоченного Вятского губернского ГПУ со всеми функциями».

(ГАСПИКО, ф.12, оп.4, д.30, л.54).

 

Из письма Вятской губернской ЧК от 22 февраля 1922года.

«Следственные функции ГубЧК по экономическим преступлениям переданы в органы юстиции и милицию. На будущее, просим подобные дела в ГубЧК не направлять».

(ГАСПИКО, ф.12, оп.4, д.30, л.55).

 

Из доклада от 29 марта 1922 года.

«В детском саду села Русский Турек находятся и питаются дети бывших бандитов из банды Степанова и кулаков, а дети жен красноармейцев и вдов сбирают, ходят и плачут».

(ГАСПИКО, ф.12, оп.4, д.30, л.60).

 

Выписка из протокола Уржумского уездного исполкома от 24 марта 1922 года.

«В целях гигиенической безопасности, запретить во всех учреждениях города Уржума курение табаку, отведя для этого специальные курительные комнаты. Лица, нарушившие постановления, подвергаются штрафу в размере 10.000 рублей, который вносится в больничную кассу города Уржума для улучшения работы больницы».

 (ГАСПИКО, ф.12, оп.4, д.30, л.81).

Как замечательно придумали.

 

Из письма уполномоченного ОГПУ по Уржумскому уезду от 11 апреля 1922 года в адрес уездного комитета партии.

«До сего времени наблюдаются случаи вмешательства в мои функции по должности уездного военного цензора некоторых членов партии. Категорически заявляю, что, в интересах сохранения тайны, в мои функции никто не имеет право вмешиваться».

(ГАСПИКО, ф.12, оп.3, д.12, л.9).

 

Из протокола расширенного пленума Уржумского уездного профсоюзного бюро от 3 мая 1922 года.

«Во время февральской революции партия левых эсеров водворяла диктатуру буржуазии, а в дни Октябрьских завоеваний стремилась вырвать из рядов пролетариата Ленина, Троцкого, Урицкого, Володарского и других вождей. Они продали Черноморский флот, как военный, так и торговый, Грузию и Армению».

(ГАСПИКО, ф.12, оп.3, д.12, л.66).

Вот как врали уже в 1922 году.

 

 

 

Выписка из протокола заседания Вятской губернской контрольной комиссии от 6 мая 1922 года об исключении И.Г. Горбунова из партии за отказ выполнить задание Уржумского уездного исполкома по изъятию церковных ценностей».

(ГАСПИКО, ф.12, оп.3, д.12, л.68).

Вот настоящий ПРАВЕДНИК ХРИСТИАНСКОЙ ВЕРЫ.

 

Из письма уполномоченного ОГПУ по Уржумскому уезду от 15 мая 1922 года.

«Работа органов ОГПУ по антисоветским партиям в оперативно-организационном отношении проводится при самом неизбежном и максимальном использовании органов Рабкрина.

Здесь же,  в Уржуме, я парализован силу того, что уполномоченным Рабкрина является гражданин Гончаров, поднадзорный органов ОГПУ и политически неблагонадежный».

(ГАСПИКО, ф.12, оп.3, д.12, л.73).

 

Секретный циркуляр ЦК партии от 18 февраля 1922 года за подписью Молотова и Крыленко о порядке возбуждения уголовных дел против членов партии.

(ГАСПИКО, ф.12, оп.3, д.12, л.129).

 

Список лиц из Уржумской парторганизации, владеющих иностранными языками за 1922 год.

  1. 1.      Принселуцкий Николай Осипович, поляк, начальник конвойной команды, владеет польским языком.
  2. 2.      Зубарев Гавриил Михайлович, адъютант штаба ЧОН (частей особого назначения – А.Р.), владеет вотским языком (список составлял не очень грамотный человек, т.к. вотский язык,  для нас,  никак не иностранный – А.Р.).
  3. 3.      Лепихин Даниил Прохорович, начальник хозчасти милиции, владеет польским языком.
  4. 4.      Сазонов Василий Яковлевич, инспектор упродкома села Русский Турек, владеет китайским языком.

(ГАСПИКО, ф.12, оп.3, д.12, л.159).

 

Секретное указание Вятского губкома партии от 18 сентября 1922 года о необходимости строгого наблюдения за кооперативами.

(ГАСПИКО, ф.12, оп.3, д.12, л.162).

 

Циркулярное письмо секретаря ЦК партии В.М. Молотова от 29 ноября 1922 года о необходимости очень внимательного отношения к кадрам и запросам ГПУ.

 (ГАСПИКО, ф.12, оп.3, д.12, л.187).

 

Директива Вятского губкома от 23 июня 1922 года о борьбе с пьянством среди членов партии. В  тексте документа есть просто «блестящее» выражение:

«Как рассматривать пьянство;  можно ли считать пьянством выпивку 4-5 рюмок». 

(ГАСПИКО, ф.12, оп.3, д.12, л.205).

 

 

Из письма Вятского губкома партии от 5 августа 1922 года о живой церкви (обновленцах).

«Губкому известны случаи выступления партийных товарищей на собраниях беспартийных с докладами о живой церкви. Впредь до особого распоряжения, категорически запрещается выступать среди беспартийных по этому вопросу. Наше отношение к живой церкви такое же, как и ко всякой другой».

(ГАСПИКО, ф.12, оп.3, д.12, л.216).

Неплохо бы нашим деятелям православной церкви и сегодня об этом помнить.

 

Из письма уполномоченного ОГПУ по Уржумскому уезду от 1 августа 1922 года.

«По официальным данным, уржумское духовенство, узнав о решении Уездного отдела народного образования не принимать в школы 2 ступени учеников духовного звания, возбуждает перед Епископом Яранским Сергием ходатайство об открытии церковных школ».

(ГАСПИКО, ф.12, оп.3, д.12, л.221).

 

Из протокола Яранской уездной комиссии об изъятии церковных ценностей от 15 марта 1922 года.

«Приведена опись ящикам с церковными ценностями Яранского уезда (12 ящиков и один пакет). Всего изъято 74 пуда 28 фунтов и 11 золотников. Приведены описи всех ящиков (не описано содержимое пакета, только указано, что там 11 золотников золота)».

(ГАСПИКО, ф.15, оп.5, д.27, л.1-6).

 

Из определения сессии Яранского народного суда о члене коллегии уездного продовольственного комитета Федоре Федоровиче Григорьеве от 31 марта 1922 года.

«Избивал крестьян нагайкой при сборе продразверстки.

Освобожден по амнистии».

(ГАСПИКО, ф.15, оп.5, д.11, л.189-190).

 

 

Александр Рашковский, краевед, 19 ноября 2012 года.