Израиль, день 2

            Подъем в 6 утра, завтрак в 7. До отъезда успеваю искупаться в Средиземном море второй раз. Выезжаем в 8 утра. Чемоданы оставляем на ресепшене для их перевозки в Иерусалим. Наш путь лежит на север, в Самарию. По дороге мы постоянно лавируем между еврейскими и арабскими поселениями, и есть места, куда нам ехать нельзя, так как там не гарантирована наша безопасность.

Ариэль – самый крупный еврейский город на «территориях». Мы пересекаем этот город и поднимаемся на гору Благословений. На этой горе и соседней с ней горе Эйваль произошла, описанная в книге  Йеошуа, церемония обновления Завета еврейского народа с Богом (8:30-34). С горы Благословений нам открывается панорама на город Шхем. Сейчас это арабский город, а когда-то там жили евреи. Именно там находится могила библейского Иосифа.

Сейчас мы едем в самаритянскую деревню на горе Гризим. Самаритяне это наследники древних племен, переселенных сюда ассирийцами и смешавшихся с остатками еврейского населения Северного израильского царства. Пришельцы переняли у местного населения иудаизм, перемешав его со своим язычеством. Таким образом, здесь была некая синтетическая религия. Однако именно потомки этих переселенцев, как ни странно, считают себя истинным Израилем и хранителем древних традиций. На горе Гризим самаритяне построили свой храм, взамен разрушенного в Иерусалиме. В 167 году до. н.э. Антиох Эпифан превратил храм самаритян в храм Зевса, а около 100 г. до н.э. один из последних Хасмонеев Йоханан Гиркан окончательно разрушил его.  Из всего Танаха самаритяне почитают лишь Тору, но не признают книги Пророков и Писания (кроме книги Йеошуа). В свой праздник Песах, несколько смещенный относительно израильского, самаритяне проводят обряд жертвоприношений. Мы осмотрели здание самаритянского центра, их жертвенник, зашли в Музей самаритян. В музее представлена экспозиция ритуальных предметов самаритян, на стенах висят картины, которые для еврейских экскурсантов представляются как имеющие еврейские сюжеты, для христианских же экскурсантов по этим картинам рассказываются новозаветные притчи. Таким образом, все всегда остаются довольными. Есть в музее и самаритянская синагога со свитком Торы. Экскурсию по музею с нами провел второй человек в самаритянской иерархии, будущий первосвященник самаритян Яффет Кохен. Он был одет в длинный черный халат, на голове у него была красная шапочка. По окончанию экскурсии Яффет Кохен пожал руки нашему постоянному гиду Элиэзеру и мне. Остальных экскурсантов Яффет Кохен почему-то проигнорировал.  Прошло несколько часов пока я все-таки решился помыть эту руку.

Из самаритянской деревни мы едем в святой город Цфат. Именно сюда бежали испанские беженцы 1492 года. И сегодня это город узких средневековых улочек с крутыми подъемами, по которым бегают многочисленные ребятишки, имеющие гордость не быть экспонатами для туристов, требуя с них, при их желании фотографировать,  деньги. Из Цфата открывается величественная панорама на озеро Кинерет, главный источник питьевой воды для всего Израиля.

Мы направляемся в Тверию, место написания Иерусалимского Талмуда. Гуляем по набережной озера Кинерет, позднее здесь мы будем смотреть так называемые «Поющие фонтаны» — сочетающие фонтаны, их красивую динамическую подсветку и музыку. Между тем темнеет, а у нас в программе еще посещение могил Рамбама и рабби Акивы. Могилы этих великих евреев это места не для скорби, но для молитв и учебы.  При каждой из этих могил есть свои библиотеки и свои круги рабби и их учеников.

Поздно вечером, почти ночью мы приезжаем в Иерусалим, в гостиницу «Лев Йерушалаим» («Сердце Иерусалима»), где нас уже ждали наши чемоданы и наши номера.