Из архивной мозаики. Выпуск четвертый.

Из архивной мозаики. Выпуск четвертый.

 

Из доклада Нолинской уездной земской управы от 1906 года №119 об открытии начальной школы для детей старообрядцев в деревне Омелятской Мальканской волости Нолинского уезда (рядом с селом Слудка – А.Р.).

«Ввиду того, что в деревне Омелятской население исключительно старообрядческое, то следует только переменить вывеску и пригласить преподавателя из старообрядцев, например,  окончивших Уржумскую гимназию».

«Переименовать Омелятское начальное училище в школу для детей старообрядцев».

(ГАКО, ф.860, оп.1, д.109, л.1-3).

 

Письмо Петра Аркадьевича Столыпина губернаторам Российской Империи от 25 июня 1906 года №3192 о снятии всех существовавших стеснений в исповедании веры.

(ГАКО, ф.582, оп.140, д286, л.6).

 

Рапорт Яранского уездного исправника от 19 мая 1907 года.

«В городе и уезде распространяется слух, что в Праздник Вознесения Господня или в один из базарных дней в городе Яранске будет погром, причем громить будут казначейство и богатых купцов. Ввиду этого, вкладчики стали выбирать из сберкасс свои вклады.

Цена хлеба сразу возросла. Ржаная мука стала стоить до 1,6 руб. за пуд. Печеный хлеб стал стоить до 4 копеек за фунт.

Это раздражает население».

(ГАКО, ф.582, оп.148, д.129, л.6).

 

Расписание церковных празднеств, имеющих быть в городах, заводах и селах Вятской епархии при совокупности крестохождений из Вятского Успенского и Слободского Крестовоздвиженского монастырей в 1909 году (отпечатано в типографии).

(ГАКО, ф.583, оп.603, д.636, л.8).

 

Расписание крестных ходов со Святыми Иконами из Вятского кафедрального собора (Великорецкого и Куринского) в 1909 году (отпечатано в типографии).

(ГАКО, ф.583, оп.603, д.636, л.16-17).

 

Расписание низового крестного хода со Святыми Иконами из Вятского кафедрального собора  с 28 августа по 5 декабря 1909 года. Маршрут – Вятка – Быстрица – Котельнический уезд – Яранск – Пижанка – Буйский завод – Уржум – Лебяжье – Верхосунье – Вожгалы – Вятка (отпечатан в типографии).

(ГАКО, ф.583, оп.603, д.636, л.210).

 

Анонимный донос Вятскому губернатору из Воткинского завода от 22 апреля 1910 года.

«Ваше превосходительство!

Когда Вы примите меры к удалению из нашего завода жидов. У нас их живет много и почти половина незаконно, например Раскины – Илья и Давид. Про первого писал Вам на днях воткинский пристав Якимов, который производил следствие. Разумеется, он ничего правильного Вам не написал, да и не мог, так как сам у Раскина в лапах. Он должен Раскину 500 рублей, которые взял у него, проиграв в карты казенные деньги. Раскин у пристава свой человек, так что ожидать хорошего следствия нельзя. Раскин вреден как для торговцев, так и для рабочего класса. У торговцев он отбивает кусок хлеба, так как, имея большие средства, держит много мастеров, при этом сам ничего не делает. Он берет много заказов от рабочих в рассрочку. Рабочие, ввиду малого заработка, идут на это поневоле и берут некачественный товар.

Кроме того, Раскин ежегодно, к Пасхе, выписывает массу готового дамского платья из Москвы и Варшавы  и продает его, на что не имеет права. Пристав же не обращает на это никакого внимания и берет у него вещи для своей жены.

Просим Ваше Превосходительство избавить нас от жидов, особенно от Раскиных».

(ГАКО, ф.582, оп.140, д.260, л.13).

Из доклада старшего чиновника по особым поручениям Кузнецова Вятскому губернатору от 11 мая 1910 года.

«Сообщаю, что евреи проживают в Воткинском заводе законно. Раскины занимаются исключительно своим ремеслом. У Ильи Раскина своя мастерская при магазине готового платья, что вполне допустимо.

По обычной еврейской предприимчивости он приторговывает, отчасти, и готовым платьем.

Большая часть местного населения пользуется его услугами, а потому Раскин имеет недоброжелательных конкурентов.

Что касается пристава Якимова. Жизнь Якимов  ведет скромную,  он хорошо обеспечен и нужды не испытывает. Помимо положенного содержания, он имеет от исполнительных листов до 60 рублей в месяц.

Пристав Якимов пользуется у местной интеллигенции расположением, а у остального населения – престижем».

 (ГАКО, ф.582, оп.140, д.260, л.1-3).

 

О домах терпимости в Котельниче.

«Мещанская вдова города Котельнича Вера Яковлевна Толстоброва ходатайствовала о разрешении открвть дом терпимости в городе Котельниче по улице Сиротской в доме Вычегжаниной. Исправник Котельнича донес, что он отказал Толстобровой на том основании, что Толстоброва ведет разгульный и нетрезвый образ жизни и является подставным лицом крестьянина Ивана Олюнина, который, приехав в Котельнич из Челябинска на ярмарку,  всеми мерами добивается открытия в городе дома терпимости, причем даже привез для этого проституток с собой. В городе Котельниче с давних пор существуют два дома терпимости с 10 проститутками. Нанятый Толстобровой с Олюниным дом не отвечает своему назначению, так как отстоит от здания женской гимназии всего на 150 саженей и находится с ним на одной улице. Кроме того, Олюнин, до получения разрешения на открытие дома терпимости на чужое имя, уже открыл тайный притон разврата, при обыске которого было обнаружено несколько корзин пива. За открытие тайного притона и незаконную торговлю пивом, Олюнин привлечен к ответственности и, как оказалось, проститутки, находящиеся  у него, не имеют вида на жительство,  определенных занятий и прописки.

(ГАКО, ф.583, оп.482, д.149, л.5).

 

Из письма канцелярии Императрицы Александры Федоровны от 15 июля 1915 года №10482 в адрес Вятского губернатора.

«Проживающая в городе Слободском на Набережной улице, мещанка Софья Васильевна Бакулева прислала для поднесения  Великой Княжне Татьяне Николаевне вязаные вещи ее работы.

Просим сообщить данные о личности Бакулевой и о том, заслуживает ли она того, чтобы подношение было представлено по Высочайшему назначению».

(ГАКО, ф.582, оп.155, д.44, л.1).

Письмо Слободского уездного исправника от 4 августа 1915 года о том, что С.В. Бакулева проживает в Слободском при своих родителях, торгующих бакалейными товарами. Она известна как энергичная личность, много занимается собственным рукоделием. Ни в чем предосудительном не замечалась. В доме, где она живет, заразных заболеваний не было.

(ГАКО, ф.582, оп.155, д.44, л.3).

Письмо Вятского губернатора в адрес канцелярии Императрицы Александры Федоровны с рекомендацией об удовлетворении просьбы С.В. Бакулевой.

 (ГАКО, ф.582, оп.155, д.44, л.4).

Письмо канцелярии Императрицы Александры Федоровны от 7 сентября 1915 года об объявлении Высочайшей благодарности С.В. Бакулевой за подношение.

 (ГАКО, ф.582, оп.155, д.44, л.5).

 

Письмо Вятского епархиального архирея в адрес губернатора от 18 мая 1915 года о том, что в некоторых местах епархии начал появляться неизвестный, выдающий себя за личного секретаря архирея Александра Петровича Невского.

(ГАКО, ф.582, оп.155, д.54, л.1).

Сообщение вятской полиции от 16 сентября 1915 года об аресте  неизвестного лица, выдававшего себя за личного секретаря вятского епархиального архирея. Им оказался крестьянин деревни Ходыревская Богородской волости Нолинского уезда Афанасий Трофимович Ходырев.

 (ГАКО, ф.582, оп.155, д.54, л.6).

 

Из иисьма присяжного поверенного Виктора Ивановича Лобовикова от 9 января 1917 года о том, что с 31 декабря 1916 года в городе Вятке перестал функционировать городской телефон.

«Излишне говорить о неудобствах населения, вследствие лишения телефона, особенно для окраин от отсутствия телефонной связи. Прямая обязанность городского управления была принять немедленные меры к восстановлению телефонной связи. Однако, до сих пор ничего не предпринимается в этом отношении. Городское управление и его служащие совершенно забыли, что средства, на которые ведется городское хозяйство,  получаются в том или ином виде с его же населения, которое лишается теперь света, воды и телефона.

То есть,  удар приходится по ни в чем не повинным обывателям. Если городское управление не в состоянии вести эти предприятия, то не лучше ли, с согласия Думы, передать их в эксплуатацию в более надежные руки, чтобы обыватель был огражден от таких сюрпризов».

(ГАКО, ф.628, оп.20, д.60, л.37).

 

Александр Рашковский, краевед, 14 ноября 2012 года.

 

 

Один комментарий к “Из архивной мозаики. Выпуск четвертый.

  1. Уважаемый господин Рашковский!
    Я каждый день получаю ссылку на Ваши публикации и каждый день горько сетую, что жизнь коротка, и я почти ничего не успеваю прочесть.
    Ваши сообщения и документы, на которых они основаны, наверняка уникальны и могут быть очень интересны для российских студентов-историков или журналистов-историков. Я бы многие из них предложила почитать господину Вяземскому, который ведет передачу «Умники и умницы».
    Но в настоящем сетевом ресурсе они просто пропадают, разве Вы не видите? В раздел «блоги» заглядывают очень немногие читатели, к тому же тематика портала далека от Ваших интересов. Да еще в последнее время блоги захлестнул поток самиздатовских стихов. И хотя стихи эти любезны сердцу активного блогера господина Левертова, но настолько идут вразрез с историческими хрониками дореволюционной России, что все вместе воспринимается как бесконечный анекдот.
    Извините, если мои слова прозвучат обидными. Ваш труд безусловно заслуживает внимания и уважения!

Обсуждение закрыто.