Из архивной мозаики. Выпуск третий.

Из архивной мозаики. Выпуск третий.

 

Из письма Уржумского уездного комитета партии от 22 ноября 1918 года.

«Ввиду личного желания товарищей Интернационалистов – Э. Бурман, А. Уркман и И. Гроссман – положить свои силы на благо Всемирной революции и работать среди восставшего народа Германии, названные товарищи командируются в распоряжение Московского комитета партии.

Уржумский комитет просит оказать всяческое содействие товарищам Интернационалистам в отправке их на родину, где, как агитаторы-коммунисты, они принесут громадную пользу делу Всемирного Коммунизма».

(ГАСПИКО, ф.12, оп.1, д.22, л.10).

 

Из письма Президиума Вятского Губисполкома от 1 ноября 1918 года.

«Президиум разъясняет уездной ЧК, что в своей текущей работе (аресты, слежки, штрафы и реквизиции) ЧК должна руководствоваться только указаниями и инструкциями губернской ЧК, которая является в этой области автономной».

(ГАСПИКО, ф.12, оп.1, д.22, л.33).

 

Из телеграммы Уржумского уездного исполкома и комитета партии от ноября 1918 года в адрес ВЧК (Москва), наркома социального обеспечения (Москва), ЧК тов. Лацису (Казань).

«Председатель Вятского отдела Прифронтовой ЧК Путте конфискует имущество белогвардейцев, уже конфискованное местными исполкомами.

(ГАСПИКО, ф.12, оп.1, д.22, л.33).

Вот уж действительно, грабь награбленное.

 

Из телеграммы-информации в Москву от 10 декабря 1918 года.

«Слободской уезд. Продолжается мобилизация и отправка солдат. В городе идут обыски. Арестовано 2 красноармейца за кражу и пять человек за кумышковарение».

«Малмыжский уезд. Проследовал в Кильмезь Малмыжский карательный отряд Кропотова. Солдаты произвели обыски, отобрали вещи и деньги, нанесли побои. Население недовольно».

(ГАСПИКО, ф.12, оп.1, д.22, л.37).

 

Из письма Слободского уездного комитета партии от 11 декабря 1918 года №542.

«Комитет партии доводит до вашего сведения, что все коммунисты городских организаций и воинских частей города Слободского должны обслуживать нужды ЧК».

(ГАСПИКО, ф.1, оп.1, д.68, л.110).

Замечу, что партия призывала обслуживать нужды ЧК, но всегда руководила всеми репрессиями  только сама. Это хорошо прослеживается по архивным документам.

 

Из сводок по Уржумским волостям с 15 января по 18 апреля 1919 года.

«В Кичминской волости население к партии больше относится отрицательно.

В Русско-Турекской волости открыт музыкально-вокально-драматический кружок.

Крестьяне Антоновской и, особенно, Шевнинской коммуны перешли к осуществлению своих задач коммунальной жизни. Уничтожили всякое право на собственность и стремятся иметь общий дом, дабы скорее начать общую семейную жизнь».

(ГАСПИКО, ф.1, оп.1, д.130, л.1-3).

 

Из протокола заседания «Пятерки» по устройству праздника 2-й годовщины Октябрьской Революции в Уржуме от 27 октября 1919 года.

«Поручить заведующему Народного Дома тов. Селивановскому организацию буфета.

Предложить управлению продовольственного комитета выдать по 1/8 фунта (50 граммов) помадки всему населению до 14 лет.

Предложить продовольственным органам приурочить выдачу табака в канун праздника».

(ГАСПИКО, ф.1, оп.1, д.111, л.2-4).

 

К заседанию Уржумской уездной «Пятерки» из Русского Турека от 22 октября 1919 года.

                                     «Заявление.

Покорнейше прошу, не найдете ли возможность для моей больной матери взять козу у Марии Минеевны Бушковой, находящейся в Русском Туреке  и имеющей козу и корову.

Состоит буржуйка (так в документе – А.Р.), при том семейство наше находится в критическом состоянии, семья 7 человек, том числе мать больна туберкулезом легких и нуждается в питании козьего молока.

К сему прилагаю удостоверение от врача и затем подписуюсь, Михаил Смирнов».

(ГАСПИКО, ф.1, оп.1, д.111, л.42).

Бушкова была из семьи богатой купеческой семьи, вот  заявитель и позавидовал. Можно не сомневаться, что козу у Бушковой отобрали. Документ ярко показывает менталитет нашего населения, который вряд ли скоро изменится.

 

Из служебной записки всем участковым агентам продовольствия Уржумского уезда от октября 1919 года.

«Комиссия по организации годовщины Октябрьской революции предлагает срочно дать сведения об имеющихся старинных и художественных ценностях (картины, вещи, стильные вещи, кустарные изделия) у граждан вверенного вам района. Список доставить лично в уездный комитет партии. Вещи, после окончания празднеств, будут возвращены по принадлежности.

Председатель комиссии Н. Евстафьев».

(ГАСПИКО, ф.1, оп.1, д.111, л.44).

Документов о возврате в архиве не обнаружено, но можно не сомневаться, что их не вернули.

Председатель комиссии Н. Евстафьев позднее был разоблачен как провокатор, скрывавшийся под чужой фамилией. Эта история подробно отражена в архивных документах.

 

Доклад о проведении «Недели коммунистической пропаганды» в Русско-Турекской волости Уржумского уезда с 4 по 9 октября 1919 года.

В подробном докладе отмечена бесплатная постановка спектакля для граждан драматическим кружком культурно-просветительского общества Русского Турека. Особо отмечено, что в других мероприятиях население участвовать не хотело.

(ГАСПИКО, ф.1, оп.1, д.111, л.115-116).

 

 

 

 

Из письма Вятского губисполкома от 5 ноября 1919 года.

«В Вятку почти ежедневно приходят поезда с раненными и больными красноармейцами и приходится развертывать новые и новые лазареты, а одежды и материи нет. Просим организовать сбор по уездам».

(ГАСПИКО, ф.1, оп.1, д.111, л.133).

Отечество выматывалась, продолжая лить реки крови своего, с обеих враждующих сторон, населения.

 

Телеграмма НКВД от 12 февраля 1919 года, которая предписывает огульно старых чиновников не увольнять.

(ГАКО, ф. Р-1089, оп.1, д.5, л.34).

 

Из письма Уржумской ЧК от 12 сентября 1919 года №89с.

«По имеющимся сведениям, темными личностями распространяются по всему уезду слухи, что в Петроград, Новгород и Пенза взяты, а, на днях, падут Москва, Симбирск и другие города. Говорят, что товарищ Троцкий арестован и  товарищ Ленин ведет войну не за интересы трудящихся, а за интересы буржуазии».

(ГАСПИКО, ф.12, оп.1, д.36, л.13).

 

Из инструкции ВЧК от 1919 года для уполномоченного по району при проведении повальных обысков.

«Пункт 3. В отношении золота и звонкой монеты. Золото и звонкая монета отбираются. Оставляются только золотые украшения,  найденные в небольшом количестве».

(ГАСПИКО, ф.12, оп.1, д.36, л.85).

Из документа совершенно непонятно,  как и  кто должен был  это оценивать: скорее всего, отбирали все.

 

Письмо комиссара продовольствия Уржумского уезда Федора Ивановича Дорофеева от 25 января 1919 года о том, что в силу постановления общего собрания коммунистов от 23 января 1919 года все коммунисты должны жить коммуной.

(ГАСПИКО, ф.12, оп.1, д.129, л.48).

 

Письмо начальника гарнизона города Уржума в уездный комитет партии от 21 февраля 1919 года с просьбой о распоряжении делать скидки 50% на стоимость билетов в театр для солдат Красной армии, а три последних ряда оставлять для бесплатного размещения солдат.

(ГАСПИКО, ф.12, оп.1, д.129, л.101).

 

Выписка из протокола заседания правления Уржумского союза кооперативов от 18 декабря 1919 года о финансировании в размере 40 тысяч рублей партийных курсов по общественным наукам за счет прибылей 1918 года.

(ГАСПИКО, ф.12, оп.2, д.18, л.801).

 

Из письма Вятской губернской ЧК от апреля 1919 года.

«По полученным сведениям в Советском уезде замечается брожение населения, которое поддерживается подпольной агитацией, чем обостряется отношение к советским работникам. Кроме того, для привлечения населения на принудительные работы, властями применяется вооруженная сила.

ЧК предлагает установить самый строгий надзор за агитаторами, объяснив населению, что кто будет укрывать колчаковцев и покровительствовать им, будут предаваться суду по всем строгостям военного времени».

(ГАСПИКО, ф.12, оп.1, д.36, л.4).

 

Из письма Председателя Уржумской ЧК от 1 января 1919 года в уездный комитет партии.

«Сейчас ко мне явился солдат продотряда, находящегося в деревне Цепочкино и вручил донесение граждан Дюковского сельскохозяйственного общества о том, что их однодеревенец Иван Григорьевич Ямщиков, уржумский милиционер и кандидат в члены партии, в ночь на 1 января 1919 года напился пьяный и производил дебоширства и бесчинства».

(ГАСПИКО, ф.12, оп.1, д.36, л.39).

 

Резолюция общего собрания 1919 года Уржумской партийной организации по вопросу о деятельности уездной ЧК и необходимости ее дальнейшего существования.

«Общее собрание находит, что в такой момент необходимо беспощадной рукой истребить и в экономическом и в физическом смысле разбить все враждебные пролетариату силы. Необходимо уничтожить эту черную рать не только на наших красных фронтах, но и искоренить ее в нашем тылу.

ЧК в настоящий переходный период является острым ланцетом хирурга, при помощи которого мы не только перерезаем артерии у буржуазии, но и вырезаем нарывы с собственного тела.

Уржумский уезд, по своему экономическому положению, является производительным и, безусловно, богатым, что видно из статистических данных за последние два месяца. Из уезда выкачено около 2 миллионов пудов хлеба, а также других продуктов на сумму в несколько миллионов рублей. Уже эти статистические данные говорят о том, что население уезда из крестьян выше среднего (так в документе –А.Р.) и изрядного количества кулаков.

Трудно найти, как в городе, так и в уезде, такое кулаческое или буржуазное интеллигентское семейство, их которого кто-нибудь не ушел бы в стан белой гвардии.

Зажиточное население уезда сплошь и рядом контрреволюционное и настроено против советской власти и идей коммунизма.

Общее собрание находит упразднение ЧК преждевременным и нежелательным».

(ГАСПИКО, ф.12, оп.1, д.36, л.79-80).

 

Александр Рашковский, краевед, 13 ноября 2012 года.