Пинхас Полонский. Три беседы. Беседа 1. Йосеф и Йехуда

Был на лекции известного  креативного израильского ученого-иудаиста Пинхаса Полонского. Я знаком с ним с 90-х годов прошлого века по Открытому Университету Израиля.  Пинхас говорил о Яакове – Израиле, его женах Рахели и Лее, его детях Йосефе и Йехуде. Последние (Йосеф и Йехуда), по Полонскому и вслед за раввинами Куком и Ури Шерки, представляют две возможные линии развития Государства Израиль. Йосеф представляет собой первую, настоящую стадию развития Государства Израиль. Этот герой учит нас управлять материей, как управлял ей сам он (Йосеф), будучи весьма успешным правителем Египта. В историческом плане аналог успешного управления страной представляется также примером царствования Саула. По мнению Полонского эта линия существования Израиля во многом себя исчерпала. Сегодня Израиль — это высоко технологичное, современное государство.  К примеру, страна занимает третье место по продаже современного вооружения, после США и России, опережая Англию и Францию. Россия и Израиль, к примеру, подписали соглашение о беспилотных самолетах и сотрудничестве в космической области. Сейчас, по мнению Полонского, пора намечать шаги к переходу по управлению надматерией, по примеру легендарного Йехуды. Здесь я напомню читателям историю Йехуды. О Йосефе и его братьях знают все. Все дружно осуждают братьев, в числе которых –  наш Йехуда. Он, между тем, стал героем еще одного библейского рассказа. Я имею ввиду его историю с Тамар. У Йехуды было три сына.  Старший из них – Эйра, которому Йехуда, так написано в Торе, дал жену Тамар. Но Эйра умер, не оставив сына, и  мужем Тамар, стал средний сын Онан. Онан не хотел иметь детей от Тамар, так как эти дети будут считаться как бы потомством Эйры. Онан предпринимает меры, чтобы у него не было детей, но это не понравилось Господу, и он «умертвил его». Младшего сына, Шейлу, Йехуда уже боялся отдать  Тамар, чтобы не умер он, «подобно братьям его». Между тем умирает жена Йехуды. Он погоревал о ней, но потом утешился. Тамар же, видя, что ей не дают мужа (Шейлу), решилась на хитрость. Под видом блудницы она соблазняет Йехуду и беременеет от него. По закону она, соблудившая жена, а для семьи Йехуды она, несмотря на смерть двух мужей, оставалась именно «женой», правда не вполне оформленной,  должна была быть сожжена. Однако она представляет Йехуде однозначные свидетельства его отцовства. И сказал Йехуда: «Она правее меня, ибо я не дал ее Шейле, сыну моему». Почему я уделяю этому эпизоду из Торы такое внимание? А именно в свете противопоставления Йосефа и Йехуды.  О Йосефе я сказал как образце, модели управления материей. Поведение же Йехуды учит нас управлять более возвышенным, тем, что Полонский называет надматерией, ведь признать свою вину и сделать из нее вывод способен далеко не каждый человек, тем более далеко не каждый правитель. Здесь дело не в безупречности поведения человека на индивидуальном уровне. Не ангелом в этом отношении был и Давид, но и он, после обвинений пророка Самуила, признал свою вину и пытался ее искупить. Так Полонский обосновывает предложение о переходе Израиля к модели управления по схеме управления так называемой надматерией, под которой он понимает переход Государства Израиль ко второй стадии своего предназначения, а именно к реализации своего избранничества и избранности своего народа в виде, так сказал господин Полонский, обеспечения для неевреев, для всех людей «канала связи с Богом». Однако чтобы исполнить такое предназначение, евреям самим следует стать некоторым идеалом. Некоторые секулярные читатели могут сказать, что меня несколько занесло. Ничуть. Речь идет о построении государства на новых, более гуманитарных принципах, чтобы представить, показать всему миру именно образец. В этом и есть предназначение евреев в смысле избранности. Таким образом, подводя итоги нашим рассуждениям, время нерелигиозного сионизма, светского Государства Израиль, время «быть как все народы», время Моше бен Йосефа, по теории Полонского,  р. Кука и р. Шерки, заканчивается. Секулярный  сионистский Израиль уже реализовал почти весь свой положительный потенциал. Приближается, наступает время Моше бен Йехуды – Моше бен Давида.

Share
Статья просматривалась 598 раз(а)

2 comments for “Пинхас Полонский. Три беседы. Беседа 1. Йосеф и Йехуда

  1. 7 ноября 2012 at 21:40

    Он не раввин !

    • Ефим Левертов
      14 ноября 2012 at 16:01

      Вы правы. Я поправлю

Comments are closed.