Трудная неделя

Прошедшая неделя, от понедельника до понедельника, была очень напряженной для меня. Неделя началась с вечера понедельника 22 октября, когда я пошел на концерт-бенефис Аркадия Гендлера под названием «Пойте на идише!». Аркадий Гендлер – уроженец молдавского городка Сороки. Ему сейчас 90 лет и он до сих пор поет. Он уже нетвердо ходит, но еще хорошо поет, поет на идише, дай бог, чтобы мы в его годы так пели и так ходили. Я слышу его не в первый раз. Гендлер – постоянный участник клезмерских праздников в Петербурге. Клезмеры (на идише – музыканты) играли на свадьбах в штетлах Восточной Европы в 18-19 веках. Сейчас Аркадий Гендлер живет на Украине, в г. Запорожье, обучает там еврейских детей идишу через песни.

В пятницу вечером мне пришлось пойти в Михайловский театр на премьеру новой постановки оперы «Евгений Онегин» (режиссер Андрий Жолдак). Я не первый раз пишу здесь о постановках этой оперы. Однажды я уже писал о постановке Большого театра: «Смотрел я также оперу «Евгений Онегин» в режиссуре Серебренникова. Тоже сплошной ужас. Татьяна поет свою арию, стоя на столе. Поет прекрасно, надо только закрыть глаза. Для спектакля Серебренникова именно это и характерно – прекрасная музыкальная часть, отличное исполнение, великолепные голоса, только «смотреть» этот спектакль надо с закрытыми глазами, а лучше всего слушать спектакль по радио. Впрочем, про оперу так и говорят: «Слушал оперу». Я слышал или читал, что спектакль имел большой успех в Лондоне. Охотно верю этому. Думаю, что лондонская публика весьма искушена по музыкальной части. Однако предполагаю, что по части русского быта начала 19 века, и, вообще, по части традиционной русской культуры ее знания немного слабее. Я не призываю к развесистой клюкве, нет. Но, в принципе, есть какие-то границы, переступать которые надо лишь очень обоснованно, не с целью поразить, удивить публику. Это не должно быть самоцелью». Примерно тем же страдала и новая постановка в Михайловском театре – много выдумок и задумок, непонятных, однако, зачем и для чего. Голоса, впрочем, тоже очень хорошие: Онегин – Янис Апейнис, Татьяна – Гелена Гаскарова, Ольга – Ирина Шишкова, Гремин – Вячеслав Почапский. Режиссер Андрий Жолдак – выпускник Национальной художественной школы им. Шевченко (Киев) и ГИТИСа, работал в Харькове, Берлине, Финляндии и других хороших местах. Конечно он – модернист, но наша публика не привыкла, чтобы на убитого Ленского Онегин зачем-то лил молоко.

В воскресенье днем я был в большом раздрае.  Мне предложили быть одновременно в двух разных местах. В книжном магазине «Буквоед» (на Невском) выступала Дина Рубина, а в кинотеатре «Аврора» шел показ нового (28-ого по счету) фильма про агента 007. Как вы думаете, куда я пошел?

Наконец, вчера, в понедельник 29 октября в синагоге выступал давно известный мне израильтянин Пинхас Полонский. Полонский характеризует себя как «правый» человек. Он поддерживает премьера Нетаньягу и уверен, что тот победит на ближайших выборах в Израиле. Полонский разрабатывает теорию модернизации иудаизма, об этом он нам и рассказывал. О его лекции я, может быть, поставлю отдельный пост. Мой вопрос, почему американские евреи в своем большинстве поддерживают Обаму, Полонский пояснил географическими причинами: евреи, как многие приезжие, живут на побережьях (Восточном и Западном) – местах с сильным демократическим влиянием, в то время как в центре США живет много протестантов- англосаксов, поддерживающих республиканцев. Мне такое пояснение показалось не вполне убедительным.

Но все хорошее когда-нибудь кончается. Закончилась и «трудная» неделя.