На другом берегу

Анатолий Добрович
НА ДРУГОМ БЕРЕГУ
стихи

Помогите мне, Мойше
ОСТРОВА
То ли – по гулу – переброска войск
СВОЁ
Еврейчик из Брод
КЛАССИЧЕСКИЙ БАЛЕТ
ТРИКОЛОР
МЫЛО
РАЗБОРКИ
МОИСЕЙ МИКЕЛЬАНДЖЕЛО

***
Моисею Фишбейну

Помогите мне, Мойше. Я не выбрался из тайника,
где войну просидел – а иначе бы точно пришили.
И, как прежде, бледнею при звуках того языка,
на котором общаются Мюллер и Шуберт и Шиллер.
Я большой меломан, и студентом охотно певал
про бурливое море, и рощи, и дикие скалы.
Но по-русски. Еврейским ушам дисковая пила –
рафинадно очищенный, ангельский Фишер-Дискау.
О, майн Дойчланд, цветочный и травный альпийский настой.
Край, где место и думе, и чести, и милой причуде.
Нелегко же людей убивать, с голубиной такой чистотой
сострадая травинке, рыбёшке, пичуге!
Помогите мне, Мойше. Я старый еврейский дурак.
И не понял, за что они нас, умиравших покорно,
заполнявших телами весенний – в ромашках – овраг.
Объясните хотя бы по Мальтусу: «Ради прокорма».
Распахните врата небывалых соборов и книг.
С неповинным потомством свяжите священным обетом.
Не давайте сбежать – и найти себе новый тайник,
где я так же не жив, но хотя бы не знаю об этом.
2010

ОСТРОВА
Да, Мандельштам и Пастернак –
русскоязычные поэты.
У них нерусские приметы,
на них избыточности знак.
«Душа сыра, гортань суха».
«И вечер вырвешь только с мясом»…
Нервозность, взнузданность стиха,
влеченье к вычурам, прикрасам.
Вот Бродский. Ум, холодный пыл.
Ротонды в зарослях цинизма.
О нём сказать бы «начудил»,
но такова его харизма.
Поэтам русским испокон
присущи такт и чувство меры:
нельзя свистеть среди икон.
Ценней приметы, чем химеры.
Поскольку движитель – не в них,
держаться чинно – дело чести.
Основа лирики – дневник,
в нем соглядатай неуместен.
А здесь – колючая трава,
зато моря вздымают массы.
– Летите к нам, на острова,
Борисы, Осипы, Олжасы!
2010

***
То ли – по гулу – переброска войск,
то ли репетиция воздушного боя.
Рокотом пронзена насквозь,
ночь не смыкается над головою.
В этом уравнении неизвестных нет.
Разве что — КОГДА, но подраться придется.
Нам не прощают военных побед.
У нас не может быть полководца.
Мертвецам нельзя появляться на свет.

Герцль, ты сдурел? Это небывалое
государство, где еврей хватает лом,
надо б учредить где-нибудь в Баварии,
чтобы громилам тамошним было поделом.
Надо взять снотворное, это стало нормою:
ночью – гром.
2012

СВОЁ
Алексею Зубову

Не забуду храмы в Костроме.
Кинешмы стыдливость женскую.
Кланяюсь Руси за инструмент,
на котором руку совершенствую.
…Разве не лазурно слово голубели?
Разве слово зодчество изнутри не сводчато?

Разве мы не чувствуем раскачку колыбели
в словосочетании: спать –хочется?
…….
Над речкой по имени Ворскла,
над речкой по имени Мцна
и без моего стихотворства,
как звезды, взойдут имена…

……..
Я России не напросился
ни в поэты, ни в сыновья.
Корневое мое российство –
звуковой набор соловья.
А еще во мне от России, –
перед узким застенком страх.
Ощущаю потребность в шири,
в инородцах и говорах.
Мне случилось плавать по Лене,
и в ночи, в грозовой сезон,
я увидел в одно мгновенье
девять молний со всех сторон!
2003 — 2005

***

Еврейчик из Брод и евреечка с ним
палатку держали, потомство растили.
Считается первым поэтом России
их внук, и не думавший брать псевдоним.

Российское тесто – хоть мни да крути –
обратно крутым собирается комом
и прёт из дежи триединством знакомым:
в итоге пути — как в начале пути.

Добавкой кровей не гнушался русак —
немецкой ли, польской, еврейской, кавказской …
Но чем она служит? – Отлично, закваской.
А дальше-то как?
Взбухает народность, но ты в ней чужак,
и самодержавья решительный враг,
отторгнут средой православия вязкой.

Ты судишь поступки единым судом –
Россия, Вьетнам или Речь Посполита…
А это уж хрен! Уберите копыта.
Гноили в Мордовии космополита.
Гоните в Жидовию: там ему дом.

И то: благонравия подлинный дух
взыскует покорства, а не разуменья.
Меня бы секли за суждения вслух.
Да что там — меня… Загубили и Меня.

Но что бы аксаковец ни намечтал,
отныне подпорчен этнический имидж.
Еврейчик из Брод, Пастернак, Мандельштам –
из этой словесности их не изымешь!

А я и не сунусь в чужие дела.
Подался к своим и судьбе не перечу.
Спасибо Москве, что еще не ввела
налог на владение русскою речью…

2007

КЛАССИЧЕСКИЙ БАЛЕТ
Неужели по-прежнему зло и добро
по движениям ног, по осанке различны?
Как изысканны кисть, и плечо, и бедро!
Замолчи, иудей, наслаждайся, язычник.
Мой палач, если совесть твоя нечиста,
ты топор некрасиво опустишь на плаху.
Если ж совести нет, то в ударе с размаху
воплотится сама красота.
О, гармония членов и пафос борьбы!
О, здоровье быка плюс изысканность мима!
Как я чувствовал вас, выходя в виде дыма
из майданекской либо треблинкской трубы!
2012
ТРИКОЛОР
Цвет и буква – по судьбе. Прилипают, что ни делай.
Триколор ваш – КГБ: красный, голубой и белый.
Красный – вечная резня. Развлечение вандалов.
Но над ним – голубизна запредельных идеалов.
А повыше – белый пар. Опохмелки омерзенье.
Избавление от чар. Бельма, застящие зренье.
Вот и жизнь завершена. Поднимаю по привычке
рюмку белого вина (но вино беря в кавычки):
за кумач над головой, будь то воля или зона.
За околыш голубой. За снега на три сезона.
2006

МЫЛО
Я мыло.…Не соль земли, как считалось,
а только жирных кислот.
Обертку – на ней нарисован талес –
купающийся без труда сорвёт.
Намыливайтесь, Ноам и Дима,
быть чистым и славно, и необходимо,
иначе косо глядит народ.
И пусть ваши пальцы не упускают
брусок, когда на нем проступают
глаза и разинутый рот.
2012

РАЗБОРКИ
О, Русь! в предвиденье высоком
Ты мыслью гордой занята;
Каким ты хочешь быть Востоком:
Востоком Ксеркса иль Христа?
Вл. Соловьев
О, свет возвышенного сердца!
О, чистой веры простота!
Конечно же, Востоком Ксеркса!
Но — под хоругвями Христа.
Нельзя, чтоб недруг не страшился,
нельзя, чтоб острослов глумился –
и не отведал бы хлыста.
Что немец с пивом и сосиской?
Что жид с его шлифовкой призм?
Люблю империи российской
великорусский нарциссизм.
Империя всегда при чём.
Стоит и дышит за плечом:
Как миссию свою исполнишь?
Не впору ли шпицрутен в помощь?
Не посрами ее высот,
а то ведь голову снесёт.
Любая зримая граница
должна уйти за окоём,
и нет причины усомниться
в предназначении своем.

Как только пробуешь измерить
аршином общим эту гать,
в Россию невозможно верить,
зато о ней привычно лгать.
Боренье духа против плоти –
от глаз чужих сокрыть должно,
что гать разлезлась на болоте:
с бревна не ступишь на бревно.
Те, кто у власти, холодны
и, понимая суть холопью,
мостят прогалины людьми,
пока их не вобрало топью.
Вот первая из тайн Руси:
холопов – хоть косой коси!
…….
Хорошо быть спокойным и добрым,
потому что в застенках ГБ
наддают по зубам и по ребрам
провинившимся, а не тебе.
На цементе, от крови осклизлом,
по заслугам валяются те,
кто гнушается социализмом,
усомнившись в его правоте.
Ты же – Визбор, встречаемый визгом,
всесоюзно прославленный бард.
Оптимизм, оживленный туризмом,
выдвигает тебя в авангард.
Так лелей же свой тембр грубоватый,
знак увесистых семенников.
Пацаны, ведь не мы виноваты,
если способ правленья таков.
И не зря же советское барство
от генсека до зава РОНО
обожает душевное бардство:
значит, нравы смягчает оно!
…….
Все же неслучайно вывела судьба
из страны исхода бестрепетной рукой.
Под серпом и молотом – еще туда-сюда.
Под орлом двуглавым – да кто я там такой?
Почему со мною хлеб должны делить
люди, для которых я – источник зла?
Почему я должен русского любить
больше, чем румына, датчанина, хохла?
С колыбели отняли собственную речь,
собственную веру, стоявшую века.
Подменили местными, чтоб потом прижечь
с полным основанием – меткой чужака.
Безответным прихвостнем сделали меня,
робко повторяющим втюханную чушь.
Да пошли вы к лешему, вы мне не родня,
весь ваш образ мысли смутен мне и чужд.

Жаль, на вашу музыку легла моя тоска.
После жизни в людях воротясь домой,
вашим языком, как обрубком языка,
всё во рту ворочаю – для своих немой.
2012

МОИСЕЙ МИКЕЛЬАНДЖЕЛО
Дочери Айе
Глянь: Моше. Сейчас он встанет,
под рукой зажав скрижали.
Обернётся, нас оглянет:
чтоб и мы не возлежали.
В чудо-бороду гаона
запускает пальцы нервно.
Может, глянет отчуждённо.
Может, едко. Может, гневно.
Он порывист и насмешлив.
Он всклокочен. Кудри-рощи.
Над челом лучи-рога.
О, Господь, веди нас, грешных!
Вот пророк: у этой мощи
нет достойного врага.
Он напрягся. Горд и лёгок.
Дайте посох исполину!
Грех и нам лежать в пыли.
Избавляйтесь от колодок.
Перестаньте горбить спину.
Поднимается… Пошли!
2012

5 комментариев для “На другом берегу

  1. Поток воздуха в блогах! Ура!! Уважаемый автор, нет слов! Правда захотелось немного возразить одному стихотворению (чисто еврейская черта!).

    Вот Вы пишете о поэтах еврейского происхождения:

    «на них избыточности знак.
    «Душа сыра, гортань суха»…
    Нервозность, взнузданность стиха,
    влеченье к вычурам, прикрасам.

    Может быть, мы сами себя вовлекаем в лишние национальные разборки? Разве та же Цветаева не входит целиком в эту характеристику. А Маяковский, Вознесенский? С другой стороны — строгий, не склонный к эксперименту Борис Слуцкий или благоразумная деликатная Лариса Миллер?
    То есть всем тут абсолютно понятны и Ваша горячность, и страсть, и обиды. Но тем более вдруг захотелось точности, не кормить антисемитов ненужными примерами.

    В любом случае — замечательно! Спасибо!

    1. Уважаемая Елена, Вы правы насчет Цветаевой, Маяковского и пр.
      Прошу только учесть заданный сарказм авторского тона. Сказанное как бы не от себя говорится, а от лица того, кто сильно тебя не любит и ищет, чем бы уязвить. Эта «подмена адресанта» использована и в других местах, напр., «Что немец с пивом и сосиской,/что жид с его шлифовкой призм?»
      Как нетрудно догадаться, сам автор так ни о немце, ни о Спинозе не высказался бы. Имитируется речь ненавистника.
      Возможно, делать это надо поаккуратнее. Как бы то ни было, спасибо за отклик и добрые слова. — А.

  2. Отличная подборка — тугая, пружинистая, графичная, чеканная, стихотворение к стихотворению. Жаль её в блогах томить — она любой журнал украсит и, надеюсь, это будет «Семь искусств».

    1. Спасибо, Борис. Приятно такое услышать от любителя изысканной поэзии (посмотрел Ваш блог). Надеюсь, наши контакт ы продолжатся.
      Ваш — А.

Обсуждение закрыто.