Неделя юридических сенсаций

Иегуда Ерушалми

 

Первую из трех недель нынешнего периода Бейн Мецарим («Меж теснин») я бы назвал Неделей юридических сенсаций. Или, если хотите, откровений. Крупных на виду было, по меньшей мере, три. Если, в порядке поступления: 8 июля юридический советник правительства Иегуда Вайнштейн принял прецедентное решение закрыть уголовное дело против главного раввина Цфата Шмуэля Элиягу, на следующий день юридическая комиссия под председательством отставного судьи Верховного суда Израиля Эдмонда Леви опубликовала отчет об юридическом статусе еврейских поселений в Иудее и Самарии, а еще через день состоялось заседание суда, снявшее большую часть обвинений, предъявленных бывшему премьер-министру Эхуду Ольмерту.

Штирлиц, пользовался особенностью человеческой психики, при которой человеку обычно запоминается последняя фраза. Не знаю, сознательно ли действовали штирлицы от израильских СМИ, но частичное оправдание Ольмерта сделалось глушилкой информационного пространства, не пропускавшей информацию о двух предыдущих откровениях, по сути, сенсационных. Я же прокомментрирую их в той приоритетности, которую вижу.

Комиссия судьи Леви

Эта комиссия была создана премьером Нетаниягу для того чтобы пересмотреть выводы предыдущей комиссии, работавшей в 2005 г. под председательством активистки проарабской партии МЕРЕЦ Талии Сасон, занимавшей пост главы «особого» (поселенческого) отдела Генеральной прокуратуры, и потребовавшей снести около 40 еврейских поселений, признанных комиссией Сасон «незаконными». Выводы комиссии Сасон легли в основу шароновского плана «одностороннего размежевания», ставшего, на деле еврейским погромом поселений Гуш-Катифа руками евреев. В новую комиссию, для политического баланса, кроме судьи Леви, религиозного сиониста, нередко остававшегося при рассмотрении подобных вопросов в меньшинстве (при особом мнении), были назначены бывшая судья Окружного суда Тель-Авива Тхия Шапира и бывший консультант МИД, профессор международного права Алан Бейкер, принимавший участие в составлении «соглашений Осло».

К сожалению, отчет, в котором 89 страниц, не опубликован в СМИ (да и вряд ли это возможно при его объеме). Но вот, его главные тезисы из двух достаточно серьезных и сбалансированных русскоязычных изданий. Каждый, как известно, пишет, как он слышит, каждый пишет, как он дышит…

ZMAN.COM:

Из отчета комиссии Леви: «Можно ли утверждать, что Государство Израиль является оккупантом на территории Иудеи и Самарии с точки зрения международного права, ведь эта территория никогда не принадлежала ни одному государству до Шестидневной войны? Наш ответ – нет, нельзя. Заселение данной территории не противоречит международным законам». Таких однозначных выводов, наверное, не ожидал даже сам глава правительства, который в январе этого года принял решение о создании специальной комиссии. Этот документ запросто может смыть негативный осадок, оставшийся у поселенцев после 10-тимесячного моратория на строительство в Иудее и Самарии, а также в свете последних решений БАГАЦа о сносе целых кварталов.

А вот, MIGnews, ссылаясь на “Jerusalem post”:

Отчет не углубляется в дипломатические соображения Израиля по отношению к мирному процессу и ранние обязательства перед международным сообществом не создавать новых поселений в Самарии и Иудее. Вместо этого он рассматривает обязательства Израиля в соответствии с международным и внутренним правом. 

В документе отмечается, что несанкционированное строительство, в том числе около 100 форпостов, построенных в период с 1991 по 2005 год, происходило с помощью и при поддержке государственных учреждений и министерств. 

Согласно отчету, несанкционированное еврейское строительство на территориях «осуществлялось с ведома, поощрения и тактического согласия самого высшего политического уровня — министрами правительства и премьер-министром». 

Строительство продвигалось, хотя на это не было соответствующего разрешения и особых указаний, говорится в докладе. 

Но, подчеркивается в докладе, участие правительственных учреждений и министерств в этой деятельности означает, что «такое поведение следует рассматривать в качестве подразумеваемого соглашения». Комиссия по форпостам пришла к выводу, что эти «подразумеваемые соглашения» позволяют правительству Нетаниягу узаконить это строительство, если руководство страны примет такое решение. 

Комиссия призвала правительство навести порядок в делах в связи с поселенческой деятельностью путем разъяснения своей политики на Западном берегу и позаботиться о том, чтобы любое будущее строительство поселений оформлялось с помощью надлежащих разрешений. 

Комиссия призвала правительство разрешить ведомству по планированию и зонированию завершить процесс авторизации форпостов и самовольных построек поселенцев на государственной земле. Это должно быть сделано без каких-либо дополнительных политических одобрений, отмечают члены комиссии. 

Комиссия по форпостам рекомендовала учредить новый суд для рассмотрения земельных споров в Иудее и Самарии. В этой связи, чтобы не создавать новых госструктур, было предположено расширить юрисдикцию судей районного суда, чтобы позволить им решать подобные земельные споры. 

Наконец, комиссия представила ряд других рекомендаций, касающихся строительства поселений. Вот лишь основные из них: 

• Только правительство или уполномоченный межведомственный комитет должен иметь право принимать решения о создании новых поселений в Иудее и Самарии. 

• Поселения могут быть расширены за пределы их границ и юрисдикции с одобрения министра обороны, в этом случае обязательно должен быть поставлен в известность глава правительства. 

• Проектирование и строительство при таком расширение может производиться только после соответствующего официального утверждения. 

• Строительство в рамках существующих или будущих поселений не нуждается в отдельном разрешении со стороны правительства или министров. Однако оно нуждается в соответствующих санкциях со стороны управления по планированию и зонированию. 

• Не должно быть никакого запрета на строительство поселенцев в рамках поселений, возведенных на земле, захваченной в ходе боевых действий. Подобные запросы должны рассматриваться на стадии планирования. 

• Общественность должна иметь доступ к данным в отношении прав на землю в Иудее и Самарии. 

• Израильтяне должны иметь возможность непосредственно приобрести землю в Иудее и Самарии, а процедура ее регистрации должна быть ускорена и завершена в течение разумного периода времени.

Ясное дело, отчет комиссии Э.Леви – бомба под всем юридическим, вернее противоправным нагромождением на ясные решения Лиги Наций от 1922 г. на конференции в Сан-Ремо по созданию еврейского национального очага. Тикающая бомба. Поэтому ее всячески стремятся заглушить. Нетаниягу, панически боящемуся мнения «мирового сообщества», Нетаниягу, которому, ой, как не хочется лишних хлопот, сквозь зубы, можно сказать, поблагодарил комиссию и передал отчет на рассмотрение правительства для утверждения. А скорее – неутверждения, как оппозицией, засевшей в коалиции, так и послушными Биби комсоликудниками. Любопытно было читать, как один из них, Юлий Эдельштейн, министр пропаганды, патетически (сверкающий взор крупным планом на экране) вещал: “Как житель поселений и как министр информации, борющийся за право поселенцев жить там, где они хотят и не извиняться за это, хочу выразить признательность членам комиссии за их выводы. Вместе с тем необходимо отметить, что настоящую проверку этот отчет пройдет тогда, когда мы увидим практическую реализацию рекомендаций комиссии”. Так вот, Юлий, приступил бы, что ли, к немедленной реализации, воспользовавшись служебным положением, вернее, в рамках служебных обязанностей: нанял бы десяток-другой переводчиков на главные языки мира и завалил бы мировые МИДы и редакции СМИ изложением отчета комиссии Э.Леви?!  Зазвонил бы твой благовест по городам и весям: «Нет оккупации евреями Иудеи! Не оккупации Самарии! И не было никогда, потому что и быть не могло!» А то, даже на родном нашем с тобой русском, пойди – найди! А в приложении дал бы малотиражные статьи израильских авторов, задолго до комиссии Э.Леви разобравшихся в юридических хитросплетениях подоплеки Государства Израиль. Автора, много написавшего по-русски, могу подсказать  — д-р Нахум Крупецкий (Бен-Барух) из Петах-Тиквы…

Что же касается присосавшихся за десятилетия к корыту «мирного процесса», они, разумеется, не признают выводов комиссии Э.Леви. Как же! БАГАЦ столько раз принимал антипоселенческие и «антиоккупационные» решения, и вот-те на! Земля как была плоской, покоящейся на трех слонах, а Солнце как вертелось вокруг этой баррикады, так и будет. Отныне и присно, и во веки веков! А кто не отречется – на костер!

Марья Алексеевна, княгиня из Госдепа уже предупредила: «Знать ничего не знаем, знать ничего не хотим. Всемирная история началась в начале ноября 2008 г. избранием президента Хусейна Обамы!»

Вот и президент наш, нобелевский солауреат Ясера Арафата, ножками затопал: «Нет! Ни за что! Никаких выводов никаких комиссий никаких Леви! Слышали, что Марья Алексеевна говорит?»

Бедный, бедный Биби! И так жарко, и так пластилин потек… Надо же было ему ввязаться в это раскрытие ящика Пандоры, где кишмя кишат секреты Полишинеля?

Дело Шмуэля Элиягу

Шмуэль Элиягу, главный раввин Цфата, второго по религиозному значению израильского города издал галахическое постановление, обязывающее религиозных горожан не сдавать арабам жилье и, тем более, не продавать. По доносам правозащитных организаций на р. Элиягу было заведено дело с обвинениями в расизме и разжигании межнациональной розни.

Призыв р. Элиягу был подхвачен авторами письма с широким галахическим постановлением, которое подписали 50 раввинов, принадлежащих к национально-религиозному и ультраортодоксальному течениям. Правда, ведущие израильские раввины это письмо не поддержали.

В тексте письма были перечислены многочисленные ссылки на ТАНАХ и Талмуд, объясняющие, что речь идет не о политическом призыве, а о Галахе.

И вот, через 8 месяцев, изучив по поручению Юридического советника правительства Йегуды Вайнштейна  галахическое  постановление для оценки, является ли эти документы нарушением уголовного или гражданского законодательства, юристы пришли к выводу, что, поскольку речь идет о толковании Галахи, предъявить авторам обвинения будет проблематично. И Юридический советник правительства принял решение последовать рекомендации прокуратуры и закрыть дело против главного раввина Цфата Шмуэля Элиягу, подозревавшегося в подстрекательских высказываниях, за недостатком доказательств.

Считаю это решение серьезной победой национально ориентированного сообщества граждан Израиля, как религиозных, так и светских, над разрушителями нашего Государства.

Дело Эхуда Ольмерта

Если серьезно, то это дело меня мало интересует. Но, уж больно много шума оно создало, много ила подняла со дна и так мутного политического потока… Повторяю, что уровень шума был, на мой взгляд, зашкален, для того, чтобы незаметными прошли два предыдущих дела, решения по ним.

Многочисленные обвинения в экономических и коррупционных преступлениях, предъявленные Ольмерту – в общем-то, рутинны для чиновника современного развитого демократического государства. Большей частью, предполагаемые преступления были совершены еще до того, как Ольмерт стал премьером. Ну, скажите, что мне, простому русскому израильтянину до того, какие взятки, у кого и как берет, скажем, министр промышленности? Или мэр Иерусалима? Ну не Ольмерт украдет, так Шмольмерт. Не так, так этак… Где я, и где они?  Мне же из ольмертовского мэрства запомнился концерт на автостоянке возле иерусалимского базара Маханэ Иегуда, устроенный мэрией при символической цене за билеты. Соорудили временную сцену. Выступал один из лучших оркестров мира – Израильский филармонический. Дирижировал великий Зубин Мета! Во втором отделении была израильская попса, восторженно воспринятая зрителями. Торговцы выкатили с базара угощение: фрукты, напитки, мороженое… А дело в том, что был разгар «второй интифады», и базар находился в эпицентре практически ежедневных терактов… А мы, иерусалимцы, израильтяне: музыканты, актеры и зрители демонстрировали всему миру, что нас не запугать!

Ольмерт – позер, и это мероприятие было вполне в его духе.

Но вот, если бы его привлекли за обстоятельства прихода к власти в январе 2006 г., это было бы в рамках моих, избирательских интересов. Потому, что произошла откровенная фальсификация и последовавшая за ней узурпация власти партией Кадима. В то время Ольмерт был вторым лицом в партии, а ее создателя и главу А. Шарона, говоря по-русски, «хватила кондрашка», он впал в кому, в которой и по сей день находится. Думаю, что больным занимались не коновалы из далекой российской деревни, а лучшие врачи Израиля. Тем не менее, выданный ими официальный вердикт был «Шарон временно неработоспособен». Нелепость этого диагноза стала очевидной, максимум, через месяц. А уж, сегодня, шесть с лишним лет спустя… И не могу представить, что это была рутинная медицинская ошибка. Не те эскулапы ходили вокруг туши премьера…

А последствием стало воцарение Ольмерта в кресле премьера, хотя, признай тогда врачи Шарона окончательным инвалидом, в премьерское кресло должен был бы сесть глава партии, выигравшей последние выборы в Кнессет и делегировавшей главу правительства – Нетаньягу от Ликуда. Ибо Шарон в начале каденции был в Ликуде! Но при заключении о «временной неработоспособности» Шарона автоматом заместил Ольмерт от Кадимы! И усевшись в премьерское кресло, получив в руки административный ресурс и размахивая портретом Шарона, Ольмерт и Кадима уверенно выиграли следующие выборы! А потом показали, что способны, в основном, лишь на коррупцию и интриганство. И их каденция бесславно и досрочно лопнула.

А за подлог при воцарении никто и не думал привлекать Ольмерта. Политика, мол, грязь, с каждым может случиться!

Кстати сказать, за свое царствование Ольмерт ничего арабам не отдал. Возможно, просто не успел. Но факт, что не отдал!

Иерусалим.

15.07.12

Фото из интернета.