Брандес и сионизм: влюбви и без неё

Брандес и сионизм, в любви и без неё
Эван Моффик
http://www.jewishideasdaily.com/content/module/
Перевод с английского Игоря Файвушовича, Хадера

Верховный суд в очередной раз был готов определить роль правительства в американском обществе, и Луис Д. Брандес, первый еврей-председатель Верховного суда, который прослужил в нём с 1918 по 1938 г., должен был утвердить условия этих дебатов Брандес помог сформулировать многие вопросы, которыми занимаются суды теперь, в 21-го веке, от вопросов частной собственности до вопросов, касающихся отношения правительства к частным корпорациям. Он также помог сформулировать проблему отношения американских евреев к сионизму.
В 1910-1920-х годах Брандес ввёл идеологию, сконцентрированную на сплочённости между американскими ценностями и сионистскими устремлениями. Он снизил акцент на антисемитизм и необходимость алии в пользу социального идеализма и прогрессивных ценностей, которые он видел в самом сердце сионистского движения Сосредоточившись на таких ценностях, как национальное самоопределение и демократия, Брандес представил сионизм как квинтэссенцию американского движения. В критические дни Первой мировой войны Брандес исполнял обязанности председателя Сионистского исполнительного совета. Он реорганизовал его финансы и расширил систему сбора средств, и новый статус этой организации придал легитимность сионистскому движению во всём мире.
Существует, однако, неизвестная история сионизма по Брандесу. Его самые ранние высказывания отражают социальные идеалы американского прогрессивного движения. Брандес предусматривал создание небольшого государства с общественной собственностью на землю и «демократией работодатель-работник». Но то, что началось как выражение еврейской приверженности, укоренённой в социальный идеализм, в конечном итоге стало ревностной политической верностью еврейскому национализму. На самом деле, можно проследить три различных этапа в эволюции американской идеологии сионизма Брандеса. Его первые выступления в 1905 году осуждались как своего рода выступления «дефис-американца» (уничижительный термин американцев, родившихся за рубежом – И.Ф.). Второй этап, охватывающий бОльшую часть его карьеры, нашёл своё самое яркое выражение во впечатляюще прогрессивной «Питтсбургской программе» 1918 года. А его третий этап, начавшийся в середине 1930-х годов, ориентировал на борьбу с растущим антисемитизмом и получение необходимого вооружения, а также поддержку поселенцев в Палестине.
Этап 1: Пробуждение
До 1910 года Брандес проявлял очень мало интереса к еврейской жизни. Он вырос в Луисвилле, штат Кентукки, в доме, где праздновалось Рождество. Даже после того, как он достиг огромного финансового успеха в 1880 году, Брандес очень мало жертвовал еврейским благотворительным организациям и редко выражал чувства общинной привязанности к еврейскому народу. В 1907 году ему было отказано в членстве «Американского Еврейского комитета», потому что «он не отождествлял себя с еврейскими проблемами». Его жена Алиса относилась к унитарной церкви (церковь, следующей христианской теологии – И.Ф.).
Брандес впервые публично заговорил о еврейской жизни в 1905 году. Будучи приглашён выступить в Бостоне на праздновании 250-летия первых еврейских поселений в Америке, Брандес предостерёг от «дефис-американцев». Он утверждал, что «жизненные привычки и образ мышления, как правило, поддерживающие различия в происхождении или классификацию людей по их религиозным убеждениям, несовместимы с американской идеей братства и являются нелояльными». Эти чувства отражают заряд двойной лояльности, которая мешала развитию сионизма в Америке в начале ХХ века. Многие американские евреи рассматривали поддержку еврейского государства, как несовместимую с их лояльностью по отношению к Америке Эта точка зрения сохранялась во многих странах до создания Государства Израиль в 1948 году Выражая свою обеспокоенность по поводу двойной лояльности, Брандес сильно упал в глазах мэйнстрима американского еврейства.
Этап 2: Иудаизм и сионизм
Однако в период с 1905 по 1910 годы что-то изменилось. В интервью 1910 года изданиям «Американский иврит» и «Нью-Йорк Уикли», Брандес отметил свою «большую симпатию к сионистам. Это движение достойно особого внимания. Эти так называемые мечтатели имеют право на уважение всего еврейского народа». Такое положительное отношение ещё более усилилось в 1912 и 1913 годах. В 1912 году Брандес провёл несколько часов с Яковом де Хаасом (британский хасидский еврей, журналист и первый лидер сионистского движения в Соединённых Штатах – И.Ф.), который пришёл к нему с визитом по просьбе кандидата в президенты Вудро Вильсона Де Хаас – бывший секретарь Теодора Герцля, позднее редактировавший еженедельник «Адвокат евреев Бостона». Де Хаас, который также был активистом организации «Американское прогрессивное движение», оказал огромное влияние на Брандеса. Именно от Де Хааса Брандес впервые услышал о сионистской деятельности своего собственного дяди Льюиса Дембица. (Позднее Брандес изменил свое второе имя с Давида на Дембиц в честь дяди).
В этот период Брандес находился также под влиянием социального философа Горация Каллена, который создал термин «культурный плюрализм». Воспитанный в православной среде, Каллен отклонил традиционный иудаизм в пользу того, что он назвал «иудаизмом», который он определил как еврейский подход к миру, уходящему своими корнями в мораль, демократию и социальную справедливость. Иудаизм нуждался в родине, которая служила бы примером решения реальных проблем человеческой жизни, и Каллен видел в качестве этого дома Палестину. Только в «функционирующем суверенном государстве» еврейский народ смог бы достичь своих целей в сфере демократии и нравственности, служа моделью для всего мира.
В 1913 году Каллен написал Брандесу письмо, в котором изложил свою сионистскую философию. «В Палестине», – писал он, – «мы стремимся к созданию нового государства и более счастливого общественного строя. Но государство, которое с самого начала повторяет предсказуемое расточительство, которое можно было бы избежать, и сеет разруху во всех промышленных отраслях, формирует несправедливость во всех человеческих отношениях, вряд ли достойно таких устремлений». Движимый этим предвидением, Брандес ответил, что он испытывает «большую симпатию к такой точке зрения». Это было до такой степени верно, что один из биографов Брандеса, Сара Шмидт, заявила, что публичные выступления Брандеса, часто считаются повторением утверждений Каллена. Но Брандес также ценил глубокое понимание Каллена социальных наук, и во время его руководства организацией «Американское сионистское движение» в период 1914-1921 годов, Брандес связывал прогрессивную эпоху американских социальных и политических движений со своим обоснованием и видением.
Этап 3: Takhlis (Сущность)
В 1921 году Брандес потерпел поражение в политической схватке с Хаимом Вейцманом, который рассматривал Брандеса как постороннего и недостаточно приверженного сионистской мечте о собирании всего еврейского народа в Палестине. Это означало конец формальной роли Брандеса в американском сионизме, хотя он и оставался неформальным советником многих лидеров сионистского движения и служил связующим звеном с правительственными чиновниками Но в 1930 годах его подход и обоснование создания еврейского государства начали меняться.
В то время как антисемитизм редко был частью сионистской идеологии Брандеса в годы его формирования, в том десятилетии он стал более известным. Он начал повторять аргументы, выдвинутые Герцлем и другими ранними сионистскими лидерами, что только в Палестине еврейский народ может жить в условиях безопасности и свободы Часть этих перемен была связана с ростом нацизма в Германии и растущих проявлений бытового антисемитизма в Соединённых Штатах и Европе. Озабоченности Брандеса способствовали другие факторы. В 1939 году Великобритания выпустила «Белую книгу о Палестине», которая придала определённую форму усиливающимся ограничениям еврейской иммиграции в Палестину. В то же самое время, президент Рузвельт отказался увеличить еврейскую квоту на иммиграцию в Соединённые Штаты.
Прежний оптимизм сионистской мечты Брандеса поблёк. Его акцент на общечеловеческие ценности переместился на самозащиту еврейского народа. Он посвятил значительные усилия благотворительности, направленной на закупку вооружений, чтобы еврейские поселенцы в Палестине могли защитить себя от арабских нападений. Обмен письмами между Брандесом и Бен-Гурионом передаёт его скрытую поддержку массовой нелегальной иммиграции, координируемой «Ревизионистским сионистским Объединением». В США, да и в других странах, Брандес был заметно не в ладах с подавляющим большинством американских сионистов, в том числе со своим близким другом и союзником, раввином Стивеном С. Вайсом. Для Брандеса критическим императивом были вооружение и народ. Выживание евреев требовало прагматичной и националистической концентрации. Как он писал своим двоюродным братьям, которые переехали в 1935 со своими семьями в Палестину: «Наше правое дело должно превалировать во всём».
Раввин Эван Моффик является духовным лидером общины «Solel» в Хайленд-Парке, штат Иллинойс Он часто пишет о еврейском мышлении и жизни американских евреев.