Группы евреев-сторонников мессианства заявляют о своём быстром росте

Группы евреев – сторонников мессианства заявляют о своём быстром росте
ЯНА ЯБЕН-ЭЙЛОН

HTTP://WWW.JEWISHJOURNAL.COM/RELIGION/

СОКРАЩЁННЫЙ ПЕРЕВОД С АНГЛИЙСКОГО ИГОРЯ ФАЙВУШОВИЧА, ХАДЕРА

Служба в Бейт Халлель, мессианской общине в пригороде Атланты.
Группы, признающие себя евреями, верующими во Христа, быстро обретают признание в Израиле
Около 200 прихожан заполнили субботним утром весной этого года молельный дом с затемнёнными окнами, чтобы помолиться, попеть и поприветствовать новых членов. Среди вновь присоединившихся был молодой израильтянин, назвавший себя Йоав. Это не совсем экстраординарные новости, за исключением того, что общинный молельный дом Бейт Халлель в северном пригороде Атланты не является типичной синагогой. На самом деле, он является членом «Международного Союза мессианских общин и синагог» (IAMCS), крупнейшей руководящей организации в мессианском еврейском движении.
По словам Йоэля Чернова, исполнительного директора «Еврейского мессианского Союза Америки» (MJAA), основанного в 1967 году, Бейт Халлель это лишь одна из мессианских еврейских общин в районе Атланты – и одна из примерно 800 мессианских еврейских общин в мире.
«Мессианский иудаизм является наиболее быстро растущим направлением религиозной еврейской жизни с 1967 года», – рассказывает Чернов, добавив, что он вырос в мессианской еврейской семье. Основываясь на сложных математических расчётах и экстраполяции, он полагается на результаты обследования еврейского населения 1990 года, проведённого «Советом еврейских федераций», и убеждён, что в настоящее время в мире насчитывается более одного миллиона мессианских евреев. «Евреи становятся верующими в Йеhошуа», – говорит он, – «обращаясь при этом к Иисусу».
Как можно быть евреем и признавать Иисуса?
Конечно, основные еврейские лидеры утверждают, что мессианский иудаизм это вообще не иудаизм. Как можно быть евреем и признавать Иисуса как Мессию? «Мессианский иудаизм», – считает раввин Эрик Йоффе, почётный президент «Союза реформистского иудаизма», – «построен на лжи. Они лгут о нас и лгут сами себе; искажая и то, и другое».
Раввин реформистской общины Фред Грин из синагоги Бейт Тиква, расположенной неподалёку от Бейт Халлель, говорит, что он редко видит кого-либо из членов мессианской общины, «за исключением тех, кто хочет увидеть нечто похожее на привычное еврейское верование». Грин выражает больше озабоченности действиями местной баптистской мега-церкви, члены которой приближаются к еврейским подросткам и бросают им вызов: «Если вы не обретёте Иисуса, то попадёте в ад». Помещение средней школы даёт приют митингам, спонсируемым «Братством христианских спортсменов». Другие раввины района Атланты, даже те, кто с радостью делятся кафедрами с участниками произраильских митингов и евангелистских групп, отделяют себя от мессианских еврейских лидеров, которые также называют себя раввинами.
Тем не менее, в то время как между евангелистами и мессианскими евреями в Соединённых Штатах и Израиле могут существовать различия, неясно, к кому государство обращается за политической поддержкой.
Раввин Роберт Соломон из Бейт Халлель говорит, что его община является старейшей и крупнейшей мессианской еврейской синагогой в Джорджии и одной из крупнейших мессианских общин в мире. «Община состоит из самых разных слоёв, в том числе, всех ответвлений традиционного иудаизма, а также многих других конфессий. Хотя большинство членов нашей общинной семьи еврейского происхождения, у нас также есть значительное меньшинство нееврейских членов».
Сколько же всего мессианских евреев?
Аль Лопес, руководитель Мессианской общины «Оливковое дерево» Атланты, в отличие от раввина Соломона, был посвящён в сан пастора, и большинство его прихожан не являются евреями. Оба мессианских еврейских лидера рассказывают, что прихожане приходят к ним, пользуясь «сарафанным радио», через друзей, которые делятся с ними своими впечатлениями. Эти лидеры утверждают, что в поисках новых членов они не приходят в еврейскую общину.
«Во многих случаях», рассказывают мессианские лидеры, – «супруги в смешанных браках находят свой путь к мессианским общинам. «В других же случаях, евреев, которые чувствовали себя оторванными от своего наследия и традиционных еврейских синагог, привлекает мессианский иудаизм». Община Бейт Ха’Машиах Атланты называет себя сообществом евреев и неевреев, «поклоняющихся Адонаю (Всевышнему – иврит – И.Ф.) в этом уникальном сочетании церкви и синагоги».
В Бейт Халлель, кроме вышеупомянутого нового члена-израильтянина, были прихожане многих национальностей и рас, зачастую это были пары с маленькими детьми, все они вздымали руки к Богу, когда пели, читая слова, проецируемые на верхний экран. Некоторые мессианские еврейские лидеры признают, что не только это сочетание разных религиозных практик вводит в заблуждение потенциальных новых членов, но является реальной проблемой и для мессианского движения.
По словам мессианского раввина Ричарда Никола из общины Нидхэм, Массачусетс, эта ситуация выявляет «основополагающую слабость в мессианском иудаизме. Если существует значительное большинство неевреев, то есть проблема в проведении религиозной службы. «Мы должны осознавать, что тем, кто присоединяется к нашим синагогам, должно быть ясно, что это дом для еврейского народа. Синагога должна быть еврейским пространством».
«Еврейское пространство»? Хотя некоторые традиционные еврейские молитвы читаются по субботам, и некоторые прихожане носят талиты, кипы и тфилины, молящиеся в Бейт Халлель также восхваляют Иисуса как Мессию и кладут деньги в конверты, которые затем собираются в конце боковых приделов храма.
В феврале привлекла всеобщее внимание и вызвала широкую критику шокирующая смесь еврейских и христианских символов в видеозаписи субботней церемонии открытия миссионерской церкви Крестителя в пригороде Атланты. Самопровозглашённый мессианский раввин Ральф Meссер из Колорадо обернул баптистского епископа Атланты Эдди Лонга в свиток Торы и вознёс его на трон, провозгласив царём. Даже основные мессианские общины выпустили пресс-релиз, осуждающий «вопиющее неуважение Mессера к свитку Торы в этом ритуале и искажение этим раввином еврейской традиции. Мы уверены, что остальной части еврейского сообщества эта церемония покажется странной и оскорбительной, будто это случилось в их общинах».
«В самом деле», – говорит Николь, – «30 лет назад еврейские лидеры назвали бы мессианский иудаизм лишь «отделочной бахромой» этого движения. Но еврейская община сегодня очень обширная. Почему не должно быть места для мессианской общины, даже если это голос меньшинства? В конце концов, ортодоксальные раввины не считают, что новообращённые из любой другой секты иудаизма должны быть подлинными новообращенными». Николь добавляет, что не только мессианский иудаизм проникает в еврейскую общину, «но также и в христианской церкви и евангелистской общине мессианский иудаизм глубоко пустил свои корни».
Какие группы являются приемлемыми для еврейского сообщества США?
Этот вопрос может беспокоить многих еврейских лидеров Как сообщается на сайте JewsOnFirst.org, «в 1996 году Южная баптистская конвенция (), крупнейшая протестантская секта в Соединённых Штатах, сообщила о более чем 16 миллионах своих членов. Она решила сосредоточиться на новообращённых евреях – и специально направить нашу энергию и ресурсы на провозглашение Евангелия для евреев. В 2007 году мы сообщали о том, что SBC намеревалась вести проповеди среди евреев через Южное баптистское мессианское братство (SBMF). Общины мессианского поклонения Иисусу стремятся проявить себя как «еврейские» в целях обеспечения убедительного отображения еврейских символов для потенциальных новообращённых».
С другой стороны, Братство SBMF пообещало: «Мы будем воздерживаться от использования хитрости или обмана в наших посланиях о спасении с помощью Мессии Йеhошуа. Кроме того, не в наших намерениях принудительно представлять такие послания во время нашего участия в местах отправления традиционных еврейских религиозных служб, собраний или на публичных и частных мероприятиях, организуемых традиционной еврейской общиной».
В 2011 году, когда Кэйлен Руди основала в Атланте организацию «Американцы вместе с Израилем», она быстро собрала широкий круг спонсоров из еврейского сообщества для проведения крупного произраильского митинга, в том числе от Генерального консульства Израиля в Атланте и нескольких церквей и синагог. Среди пожертвований она получила помощь также от Бейт Халлель. Понимая, что его вклад может расстроить еврейские группы, Бейт Халлель отказался публично признаться в своей помощи. И, по словам Руди, христианки, которая зажигает субботние свечи в пятницу вечером, она получила свой первый урок, когда эти религиозные группы были признаны еврейской общиной.
Официальная еврейская община, очевидно, настороженно относится к любым попыткам обратить её членов либо в христианство, либо в мессианский иудаизм. Но, как утверждает сайт JewishIsrael.com, организация, которая критически относится к альянсам Израиля с фундаменталистскими христианскими группами и управляет евангелистскими миссионерскими кампаниями, направленными на евреев, в итоге «огромная политическая и экономическая поддержка Израиля, исходящая от тех же самых групп, которые имеют своей целью и в будущем обращать евреев в мессианство, запутала вконец еврейских лидеров и стёрла грань между друзьями и врагами».
Всё более признаваемой является организация CUFI («Объединение христиан за Израиль» – крупнейшая произраильская организация в Соединённых Штатах – И.Ф.).
Но с этим согласится не каждый еврейский лидер. Всё больше еврейских федераций с энтузиазмом присоединяются к организации христиан CUFI в ходе акций в защиту Израиля. Четыре года назад бывший президент Союза реформистского иудаизма раввин Йоффе заявил, что евреи-реформисты не должны сотрудничать с CUFI и её лидером, пастором Джоном Хаги, потому что политические союзы «требуют от нас более высоких стандартов и в отношении как елигиозных ценностей, так и общих интересов». Сегодня Йоффе настаивает, что такие группы, как CUFI, прежде всего, должны соответствовать двум требованиям: они не должны нападать на мусульман и поддерживать поселенческое движение на территории Большого Израиля. «Организация CUFI», – говорит он, – «скорректировала свои публичные заявления, чтобы удовлетворять этим двум критериям. CUFI приняла участие в митингах в Израиле, в том числе в прошлогоднем митинге «Восстановление мужества», руководимом бывшим ведущим популярного радиошоу «Fox New» Гленном Беком (митинг в знак солидарности с еврейским народом состоялся 24 августа 2011 года в Иерусалиме – И.Ф.).
Действительно, по словам графа Кокса, христианского сторонника Израиля и главы организации «Израиль навсегда», всё большее число израильских лидеров «теперь понимает разницу между христианами-евангелистами или христианами-консерваторами и теми, кто придерживается лжи о «Смене богословия». Эта неправда утверждает, что христианство сменило иудаизм. Кокс говорит, что риторика «Смена богословия» заявляет, что современной церковью является «духовный Израиль», и что с талмудическим Израилем Бог заканчивается. Кокс считает, что эта точка зрения оправдывает растущую веру в то, что Израиль оккупирует земли, которые по праву принадлежат арабам; и по сути, он утверждает, что само существование Израиля является главным препятствием к миру.Он говорит, что это создало пропасть между произраильским и антиизраильским сегментами христианства.
Конечно, евангелистская община вносит значительный вклад в израильский туризм, и этот факт не остался незамеченным со стороны израильского правительства. Израильское министерство туризма выпустило видео, которое показывает, что туристы могут пройти по следам Иисуса Христа, увидеть, где он проповедовал и творил чудеса, где отдал свою жизнь на кресте и воскрес. Это видео привлекло широкое внимание, когда оно было показано на Съезде консервативного национального радиовещания в 2011 году, где, среди прочих, присутствовал диктор – мессианский еврей. Министерство туризма также присудило награду Джею Секулову, известному своими связями с организацией «Евреи за Иисуса» (консервативная христианская евангелистская организация, имеющая своей целью обращение евреев в христианство – И.Ф).
В знак признания поддержки евангелистской общины, премьер-министр Биньямин Нетаниягу в январе 2012 года присвоил графу Коксу и раввину Шломо Рискину из Эфрата звания Послов доброй воли из Израиля еврейской и христианской общинам по всему миру.
«Двери, которые по традиции были плотно закрыты для христиан, в настоящее время начали открываться, так как израильские религиозные и государственные лидеры пришли к пониманию того, что евангелистская христианская община мира является наилучшим другом Израиля» – говорит Кокс.
Мессианские общины, действуя в Израиле, поддерживают его
Мессианские евреи похожи на евангелистов в своей поддержке Израиля и открыли там много мессианских сообществ. «За последние 10 лет», – рассказывает Чернов из «Мессианского еврейского альянса», – «мессианская община выделила в помощь Израилю 100 миллионов долларов. Однако», – отмечает он, – «мессианские евреи не имеют права совершать алию, и до тех пор, пока они не начинают раздавать свою литературу израильтянам, наше правительство спокойно приветствует их поддержку».
Рискин основал «Центр еврейско-христианского взаимопонимания» , когда он осознал, что только туристы, продолжавшие приезжать в Израиль во время Второй интифады, были евангелистскими христианами. Он считает, что мир переживает Четвёртую мировую войну, религиозную схватку между свободным миром и миром исламского фундаментализма, который верит в «бога доброй воли, мирового господства и джихада».
Я рассматриваю сегодняшний день как сближение между христианством и иудаизмом после почти 2000-летней вражды и как один из важнейших признаков судьбоносного времени, в котором мы живём, и сильный луч света во тьме, исходящей из Ирана, Аль-Каеды, Хизбаллы и ХАМАСа. В течение последних нескольких десятилетий произошли кардинальные изменения. Христиане искренне провозглашают, что Б-г остаётся верным Его первоначальному завету с Израилем, и что библейские пророчества постоянно осуществляются людьми, живущими в Израиле на завещанной им земле.
Сайт JewishIsrael.com , что Рискин «поднимается на мессианской волне «теополитической идеологии», соединяющей в себе угрозу радикального ислама, когда желаемое принимается за действительное, будто для нас настали пророческие времена. Это доказывается, как он считает, «беспрецедентным излиянием христианской любви к еврейскому народу». И он предупреждает, что в то время как за пределами Израиля различия между евангелистскими и мессианскими группами остаются довольно заметными, но когда эти группы и их лидеры приезжают в Израиль, преграды падают, различия размываются и определения изменяются.
Хорошим примером этого является то, что происходит на берегу озера Кинерет (Галилейское море). Оба – и Секулов, и Рискин, вместе с Джоном Хаги из организации CUFI, консервативным христианским лидером Гэри Бауэром, Пэтом Робертсоном из «Христианской сети радиовещания», – все они являются индоссатами Галилейского курорта и Спа. Курорт предназначен для христианского центра, который должен помочь христианам «изучать Израиль посредством Библии, учебных курсов, культурных программ и изучения изменения условий жизни». Построенный на северо-западном побережье озера Кинерет, этот курорт был основан евангелисткой Энн Аялон, женой заместителя министра иностранных дел Дани Аялона, бывшего посла Израиля в Соединённых Штатах.
Израиль модернизирует евангелистский статус христиан
С помощью Э.Аялон, Министерство иностранных дел два года назад спонсировало проект повышения статуса евангелистов в Израиле и признания их в качестве суверенной группы или независимой церкви, что, как предупреждает сайт JewishIsrael.com, может открыть шлюзы для христианских групп. А эти группы либо захотят обратить евреев в мессианство, либо будут стремиться к богословскому объединению иудаизма и христианства.
В то же время, сайт JewishIsrael указывает на пересечение усилий евангелистских «Христианских сионистов» и мессианских миссионеров. «Существует нежелание со стороны руководства раввинов и еврейской общины намечать красные линии или выпускать руководящие принципы управления межконфессиональными отношениями», вопреки двум критериям раввина Йоффе. Комментирует сайт JewishIsrael: «Кажется, что никто не хочет отчуждения «хороших друзей», которые не обращают агрессивно в свою веру, а скорее «разделяют свою веру» с помощью «информационно-просветительских проектов» в очень уязвимом Израиле».
Как указывает консервативный раввин Нил Сандлер из синагоги «Любовь к братьям» из Атланты, зачастую, «единственное, в чём сходятся во взглядах еврейские и христианские организации, это – отношение к Израилю».
AIPAC обращается к христианским группам
Американо-израильский комитет по общественным связям (AIPAC) – это ещё одна группа, известная получением «подсказок» от израильского правительства. «Штат сотрудников мощного лобби теперь трудится полный рабочий день над тем, чтобы обратиться к христианской евангелистской общине», – констатирует Сандлер. В еврейской газете «Forward» сообщалось, что AIPAC запустил информационно-пропагандистскую программу для христианских групп, которые поддерживают Израиль.
В Атланте, когда еврейская общинная газета, бывшая «Южный Израильтянин», перешла в начале этого года к новому владельцу, то он заявил, что планирует продвигать газету навстречу «людям всех вероисповеданий и традиций, которые заинтересованы в еврейских проблемах, ценностях, культуре, да и в самом Израиле». Государство Израиль считает, что оно нуждается во всех друзьях, которых можно обрести в мире, выступающих против его делегитимизации. AIPAC и « понимают, что для увеличения числа их сторонников они должны обратиться к христианам.
Однако Руди из общества «Американцы вместе с Израилем» ныне также руководительница отдела финансов и общественных связей газетыпризнаёт, что нужно быть осторожными с христианами или с так называемыми синагогами, признаваемыми официальной еврейской общиной. Раввин Сандлер говорит, что когда он был представлен в прошлом году на приёме в честь произраильского митинга раввину Соломону из Бейт Халлель, он выразил свою «озабоченность графу (Коксу) по поводу того, что евангелистские группы будут размещены в произраильских палатках». Сандлер считает, что Кокс понял его предупреждение. «Он сделал всё возможное, чтобы найти приемлемый уровень отношений с еврейской общиной».
Однако становится всё труднее проводить разделительные линии. Чернов из «Еврейского мессианского Союза Америки», который говорит, что его организация дружит с CUFI («Объединение христиан за Израиль»), добавляет: «Мы считаем христианских сионистов благословением Бога, вернувшего нас в Израиль. Они хотят стоять плечом к плечу вместе с нами, и Израиль нуждается в этой помощи».
Яна Ябен-Эйлон – журналистка с многолетним стажем, которая писала для «New York Times», «Business Week», «International Herald Tribune», «Jerusalem Report» и «Womenetics». Она была одним из репортёров-основателей « и международным редактором «Advertising Age», прежде чем осуществила мечту всей своей жизни о переезде в Израиль. Яна и её муж, родившийся в Иерусалиме, имеют квартиру в этом городе, но живут в Атланте.

2 комментария для “Группы евреев-сторонников мессианства заявляют о своём быстром росте

  1. «Агитировать за Христа евреев – все равно, что учить сниматься в порнофильмах послушниц женского монастыря.» —
    — Статья, однако, говорит об обратном. Я не имею в виду, что монашки толпами побегут сниматься в порно, хотя, конечно, недостатка в них не будет и ВГИК не потребуется. Я имею в виду, что статья описывает вещи, прямо противоположные Вашему утверждению. Кому как это нравится — другой вопрос. Но явление есть не только в Израиле и даже силу набирает. Можно, конечно, стоять перед слоном и говорить, что его нет, но пройти сквозь него никак не удастся.

  2. По-моему, все мессианские секты в Израиле — это болезнь израильского общества. Агитировать за Христа евреев — все равно, что учить сниматься в порнофильмах послушниц женского монастыря.

Обсуждение закрыто.