Из старой тетради («Лихие девяностые»). Как принято во Франции

Яша встретил Первого случайно в центре города. Тот был отлично одет – новый костюм, галстук, туфли были хорошо вычищены, а в их носках отражался жизненный успех их хозяина. Он рассказал о себе, о своей работе в преуспевающей фирме.
— Сколько ты получаешь? –спросил Первый.
Яша ответил, сообразуясь с ситуацией, так, чтобы не вызвать ни зависти, ни жалости, ни насмешки. Однако тот рассмеялся.
— У нас ты сможешь получать вчетверо больше. Я тебя отрекомендую. Но у нас строгий отбор. Приготовь резюме, и вот еще что. У нас работают семейными парами. Так принято во Франции, шеф недавно там был. Вам вдвоем с женой придется пойти к нему на прием, он и определит направление вашей работы.
В своем резюме Яша красочно описал основные этапы своей деятельности, делая особый упор на свою предполагаемую инициативность, самостоятельность, квалификацию и опыт. Упомянул он также о своей жене и детях.
— Прекрасно, -сказал Первый при очередной встрече.
Одет он был как и прежде с иголочки, все сидело на нем безукоризненно, туфли по-прежнему сверкали, подтверждая успех их носителя.
— Придется представить тебя бригадиру — Второму, а там — и пред светлые очи.
Первый позвонил Яше примерно через неделю.
— Все в восторге от твоего резюме. Завтра я представлю тебя Второму. Тебя ждет у нас большое и светлое будущее.
Представив Яшу Второму, Первый сразу ушел. Одет Второй был даже лучше Первого. Костюм, туфли, галстук — все было новеньким и блестело. Второй, в общем, повторил хвалу фирме и шефу. Он еще раз напомнил, что представление начальству — Третьему проходит семейной парой — так принято во Франции. В этом месте он упомянул жену Яши по имени-отчеству и выразил желание с ней познакомиться, так, мол, принято.
На вопросы о характере будущей работы Второй повторил слова Первого, что все определяет шеф — Третий и что речь идет о содействии малому и среднему бизнесу. Последняя фраза напомнила Яше что-то забытое.
Несколько дней ходил он в размышлении, как рассказать обо всем этом жене. Наконец, случай представился, Яша предупредил, что вечером придет с приятелем, который хочет дать им работу на “семейный подряд”, так назвал он формулу их будущего благоденствия.
Второй встретил Яшу на углу его дома. Об одежде Второго уже нечего и говорить — это и так понятно. Но от него исходило свежее дыхание дорогого мужского одеколона, а в руках у него был букет роз.
— У вас сегодня вечером попозже свидание? – спросил Яша.
— Нет, — отвечал Второй, — цветы для вашей жены, во Франции так принято.
— Что вы, что вы, — сказал Яша, — это будет неправильно понято. Мы не были во Франции, мы и жили то только здесь, в Москве. Я сказал жене, что у нас будет чисто деловая встреча. Я вас очень прошу, давайте скажем, что цветы для вашей жены, а для моей жены — в следующий раз, так, мол, принято во Франции.
С большим трудом удалось убедить его не дарить цветы.
— Скорее всего я оставлю букет на лестнице, -сказал Второй.
Жена открыла им сразу. Яша понял, что она увидела их в окно. Она была в новом платье, с интересной прической и показалась Яше еще привлекательней, чем обычно. В доме было прибрано, чувствовалось, что к их приходу готовились. Цветы Второй оставил в прихожей.
Сразу прошли в столовую — ”пить чай”. Пахло домашними пирогами, новый заварной чайник блестел своими расписными боками.
Беседу начали с воспоминаний о прошлом, о том, как все было плохо. По контрасту с этим, Второй перешел к описанию работы в их фирме. Были повторены слова о бизнесе, о всемогуществе шефа — Третьего, берущего во всем пример с Запада, был сделан особый упор на доверии, насквозь пронизывающем работу фирмы и не оставляющем ни малейшего шанса скепсису. Все это сравнивалось с другими, дискредитировавшими себя фирмами, которые, о ужас!, брали любых людей с улицы без всяких рекомендаций.
— Так может любой бандит записаться в фирму, -сказал Второй.
Яша поинтересовался возможностью выйти из сотрудничества с фирмой.
— Нет проблем, -ответил Второй.
— А что все-таки надо делать? — спросила жена Яши, — я умею только шить, вязать и варить.
— Мне кажется, что этого достаточно. Вы скажете об этом Третьему, — успокоил ее Второй.
Наступило время решения. Яша смотрел на жену, жена — на него.
— У нас в семье все муж решает, — сказала жена.
— Ну что ж, давайте попробуем, — сказал Яша Второму.
Второй подошел к телефону и набрал номер Третьего. Кратко описав Яшу, Второй попросил его поговорить с Третьим. Яша подошел и представился, а тот представился Яше.
— Эта неделя у меня вся расписана, — сказал Третий, — встретимся в воскресенье в 12 часов дня. Второй вам расскажет, как к нам проехать. Передайте ему деньги на стартовый пакет документации.
Третий положил трубку. Яша посмотрел на Второго.
— Сейчас я все объясню,- cказал Второй, — речь идет о занесении в компьютер информации о вас, о распечатке для вас начальной документации, об оплате системы и службы безопасности при вашем первом визите. Стоит это немного, всего 100 долларов или по курсу.
— Мы сейчас не располагаем такими деньгам, — начал Яша.
Он посмотрел на жену, она сделала ему какую-то неуловимую гримаску.
— Мы соберем деньги и я вам позвоню, — сказал Яша.
Прощаясь, Второй сделал попытку вручить цветы детям.
Яша не позвонил Второму, тот позвонил ему сам. Однако разговор начал Яша.
— Я должен извиниться перед вами, мне ведь надо было оплатить стоимость букета, — сказал он.

Один комментарий к “Из старой тетради («Лихие девяностые»). Как принято во Франции

  1. Самое удивительное в материале, названном «Как это делается во Франции» является то, что к Франции он не имеет ни малейшего отношения.

Обсуждение закрыто.