ПРЕДХАНУКАЛЬНОЕ

Иегуда ЕРУШАЛМИ

 

Несколько месяцев назад я с удивлением узнал, что моему коллеге по работе, арабу с израильским удостоверением личности, неизвестны названия григорианских месяцев. Речь тогда зашла о ноябре, и он знал, что по, как бы правильней выразиться, деловому календарю, месяц, одиннадцатый по счету, а, вот, названия его не знал. Так же, как я не знаю часто упоминающиеся в кроссвордах названия месяцев французского революционного календаря, разных брюмеров да жерминалей. В свое оправдание могу сказать лишь, что за не слишком длительные времена жизни этого календаря во Франции не жил, не привлекался, не работал, зарплату не получал и налоги не платил. Чистое алиби имею!

Тогда араб меня удивил, но и только. То, что было нужно мне (речь шла о планировании отпуска), мы с ним выяснили, и – no problem! Но вот, с приближением конца трудового года, его месяца декабря опять из религиозных источников поднялось нытье об этих «русских» принесших на своих грязных подошвах празднование «Сильвестра». И эти инсинуации соплеменников, особенно тех, что родом из того же инкубатора, вернее, той же мясорубки, называвшейся Советским Союзом, для меня не столь безобидны, как незнание григорианского календаря мохаммеданином. Вынужден, не знаю, в который раз, повторить, что католический «Сильвестр» не имеет никакого отношения к нашей ментальности. Подавляющее большинство из нас, разве что, за исключением прибалтов, узнало о его существовании уже в Израиле, да и то – из харедимных еврейских источников. Тот Новый год, который люди моего поколения и даже лет на десять постарше начинали праздновать в детском саду, был праздником религиозно нейтральным, единственным в том галуте неидеологизированным, хотя и сценарно подогнанным под существовавшее ранее православное празднование Рождества, содержащим его рудимент в виде елки. А что еще могло быть в «интернациональном» СССР, где доминирующая нация проводила активнейшую русификацию всех «братских» народов, начиная от огромного украинского до «малых», включая наш?

Да, мы принесли в Израиль на подошвах своих празднование григорианского нового года, который в Израиле, как и в других цивилизованных странах, считается точкой отсчета года финансового, года налогового, года экономического, года трудового. И именно потому евреям из СССР/СНГ не было дано забыть эту грань, поскольку большинство из нас не имело ни малейшего шанса избежать немедленной впряжки в работы для добывания куска хлеба. Хотя, если объективно, по прошествии времени, то нам, в целом, грех жаловаться. Как писал нелюбимый мною русский поэт Некрасов: «Воля и труд человека дивные дива творят!».

Но даже то меньшинство, которое вместо работы сумело найти каналы получения израильской халявы для содержания своих бренных тел и семейств, оно привязано де-факто, в силу традиций израильского делопроизводства, к григорианскому календарю, независимо от того, признает ли оно его де-юре. А рождение какого-то там средневекового папы римского к дате празднования нами нового трудового года никакого отношения не имеет. Совпадение дат – не признак взаимосвязи. За четырехтысячелетнюю историю нашего народа можно подыскать дату рождения какого-нибудь яростного юдофоба на любой день года.

Вот, к примеру. Вечером 20-го декабря, когда, по еврейскому исчислению наступит 25-й день месяца Кислев, а с ним – радостный праздник Хануки, мы зажжем 1-ю ханукальную свечу. На следующий вечер, 21 декабря – вторую. И хочется предупредить блюстителей чистейшей правоверности, ибо они могут этого не знать: 21 декабря – день рождения Амана-Иосифа Джугашвили, одного из величайших юдофобов современности, издохшего, как и положено настоящему аману, в Пурим. Так что, господа, в оставшееся до Хануки время подумайте, пожалуйста, а стоит ли зажигать первую пару свечей? Вдруг кто-то расценит их как память по Джугашвили?

Про себя же скажу, что зажгу, без колебаний. И не только в эти дни, но и 23 декабря, когда католический мир будет праздновать рождество еще одного идейного борца с иудейством. Ибо они сами по себе, а мы – сами по себе. Это какому-нибудь пустозвону без царя в голове, случайно занесенному на имперский трон, быть может, из электоральных соображений и нужно показать нашим галутным собратьям, что он не забывает о них среди прочих, и он «для галочки», ни в склад, ни в лад досрочно зажигает ханукальную свечку?  Что-то вроде: «Ханука, Ханука – светлого мая привет!»

А мне никому ничего не надо доказывать, я праздную органично, по зову души.

Недавно прочитал сентенцию о том, что еврейские праздники собственно, праздниками не являются. Это, мол, тяжелая обязанность. Дом, мол, надо за месяц до Песаха очищать от хамеца, в Йом-Кипур поститься сутки, точнее — 25 часов, спать в суках в Сукот и т.д. и т.п. Но ограничения в праздники – не монополия евреев. И христиане, и мусульмане тоже постятся, и те и другие устраивают продолжительные молебны, а кое-кто, даже самоистязания.

Интересно, а как воспринимать такой праздник как Симхат Тора (Радость Торы), когда искренняя (или показная?) радость брызжет из танцующих со свитками нашей Книги? Или искреннее (или показное?) веселье в Пурим, сопровождающееся обязательным опьянением «ад ло яда» (до отключки)? А, казалось бы, занудное-длинное, если по-настоящему, всенощное, чтение Пасхальной Агады, хотя, сопровождаемое не менее, чем четырьмя бокалами вина, разве нет в нем выражения счастья за наших предков, одаренных чудесами Господними, выведшими их из рабства к свободе? Разве долгое чтение Агады, перебиваемое ролевыми детскими вопросами, играми и песнями, не имитация сорокалетних блужданий по пустыне? А что, как не радость, испытывают родители, когда видят своих детей, исполняющих роли, которые они сами когда-то разыгрывали. А если в силу исторических причин и выпали из этой цепочки, то их родители или деды-бабки?

Разве это не радость? Или в праздники нет праздно-праздничного освобождения от трудов обыденных? Как правило, есть!

Возможно, я ознакомился с мнением человека или общественной группы, которая расширительно поняла Заповедь «А в день Шабатный не работай…» и распространила ее на остальные дни недели? Поэтому они видят в празднике лишь тяжесть шелухи ритуальной оболочки, не вникая в его душу? Неужто всеобщее единение душ, реально возникающее во время моления «Кол Нидрей» в Йом-Кипур, не в радость им? Ответа у меня нет. Чужая душа – потемки.

Вернусь же к предстоящей Хануке. Как только ее не трактуют на языческий манер? «Праздник огней», «Чудо масла»… И гораздо реже – «Праздник еврейской свободы и идентичности». Ибо так не слишком политкорректно. Ведь, как некрасиво: великих греков, с их софоклами и еврипидами, пифагорами и аристотелями, зевсами и афинами силой выбили жестковыйные из Эрец Исраэль, не захотели поклоняться их богам. Вот, же в чем – главная суть праздника. Но, смотрите: сегодня чуть больше половины евреев, сионизмом, фактически, не пораженных, продолжают жить вне Земли обетованной на положении зимми (средневековое понятие, придуманное для евреев мохаммеданами, но хорошо описывающее их состояние в современных галутах, большей частью, христианских, демократических). И им это надо? Свободы и еврейской самоидентификации? По своему поколению знаю, пока петух не клюнет, еврей не побежит в ОВИР! По личному опыту знаю, по нашей, не буду этого стесняться, изначально «колбасной» алие, превратившейся за два десятилетия в один из мощнейших бастионов патриотического Израиля. Да и петухоустойчивых евреев в галуте немало. Не стану говорить об антиизраильских заявлениях иранских евреев. С ними все ясно – репортаж с петлей на шее. Но вон, сколько российских патриотов-евреев бросилось грудью: кто за Путина, кто за Россию, кто – за то и другое. А сколько было клюнутых, что рванули, куда угодно, даже в Германию, лишь бы не в Израиль! И что для них Ханука? В лучшем случае – пончики горячие. Какая, к чертям, еврейская свобода? Чудо великое, думают они (если думают?) было там. И Бог знает, в какие далекие времена. И было ли вообще? И какое это может иметь к нам отношение? А которые пограмотнее в истории, те любят рассказывать, как возникшая в результате антигреческого Сопротивления династия Хашмонаим выродилась в диктатуру жестокого пришельца из Эдома царя Гордуса (Ирода). Правда, Великого. Строителя великого, сдавшего, однако, страну римлянам, наследникам греков. А там и до Катастрофы 67-70 гг времени оставалось всего-ничего.

И нужна ли нам, как евреям, свобода, независимость и самоидентичность – таким вопросом задаются эти пескари премудрые…

…По поводу предыдущей статьи «Мысли о мыслях мыслящих» у меня на одном из форумов возникла дискуссия с бывшим советским, скорее всего, российским, евреем, живущим где-то на Западе. Его возмутил мой пассаж о  том, что я – человек, «…к России никогда никакого отношения не имевший (кроме ментального ею изнасилования и кражи у меня честно заработанной пенсии)…» Как это так, если не имел отношения, то почему говоришь об украденной пенсии? Ну, на этот счет один мой дважды земляк, оказавшийся в той же ситуации, что и я, дал ему, как мне кажется, удовлетворительное разъяснение. А вот, насчет  «ментального изнасилования» этот еврей, похоже, русскоязычный литератор, поэт, для которого «великий и могучий» — необходимый и единственный инструмент, со мной никак не смог согласиться. На него не действовали никакие мои доводы: ни этническое мое происхождение, ни рудименты иудейства (как религии и традиции) у моих близких предков, в частности, у бабушки, воспитавшей меня. Ни внероссийское происхождение и жительство, как меня, так и всех обозримых предков. Ни отсутствие необходимости именно в русском языке и культуре для добывания хлеба насущного.

Наконец, он привел в качестве аргумента такую притчу: жили, мол, два брата, сироты с детства. Но один был энергичный – работал, завел семью, вырастил сыновей и т.д. А другой – всю жизнь был сиротой: постоянно плакался и ходил с потянутой рукой. И я, мол, аналог этого сироты, ибо рассказываю о своем мнимом ментальном изнасиловании. На этом мы решили дискуссию прикрыть.

Но в порядке «остроумия на лестнице» я все же пришел к выводу, что, в отличие от моего оппонента я, хоть и с опозданием, но пришел от полного «огречивания» к моему народу и живу в его лоне. Так что, я не сирота. Я еврей, вернувшийся в семью! А сирота, живущий в краю чужом и с языком чужим, все-таки, он!

 

И с праздником, идн! Ханука самеах!

Иерусалим 17.12.11

Один комментарий к “ПРЕДХАНУКАЛЬНОЕ

  1. С праздником, уважаемый мой оппонент! Насчет «необходимого и единственного инструмента» поговорим позже. Ханука самеах!

Обсуждение закрыто.